САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2012 год


Направление 1. Фундаментальные основания культурного многообразия

Рук.: д.ф.н. Спивак Д. Л.

Тема 1.1. Теория культурного многообразия: проблемы и перспективы. Рук.: д.ф.н. Спивак Д. Л., к.ф.н. Луняев Е. В.


В рамках научно-исследовательской работы по теме 1.1. велась углубленная разработка теории культурного многообразия, применительно в первую очередь к актуальным задачам российского общества, сохраняющего и развивающего свой культурный потенциал в условиях нарастающей глобализации, прежде всего по следующим направлениям: охрана и ревитализация культурного наследия, придание нового импульса существованию «живых культур», развитие межцивилизационного и межкультурного диалога. Выводы данного исследования нашли воплощение в доработанном тексте концепции и программы IV Российского конгресса культурологов «Личность в пространстве культуры», намеченного к проведению в С.-Петербурге на осень 2013 г.
Далее, в рамках данной темы были разработаны концепция и программа III Международного конгресса "Россия и Польша: Память империй / империи памяти", посвященного проблемам и перспективам, трудным вопросам и точкам роста, оптимальным стратегиям и актуальным тактикам в российско-польском культурном взаимодействии. Ключевая проблематика конгресса включала совместное выявление формирующейся в настоящее время культуры нового типа, основанной на принципах культурного многообразия и всемерного освоения креативного потенциала как регионального, так и мирового культурного наследия; определения опорных признаков политики памяти/забвения в формировании и функционировании формирований имперского типа; а также процедур реконструкции «имперского хронотопа» как места общей, билатеральной памяти России и Польши. Конгресс был успешно проведен 26-28 апреля 2012 года на базе СПб отделения РИК, при участии около 150 представителей ведущих научно-исследовательских и научно-педагогических центров РФ и Польши, а также Украины, Беларуси и других стран. В продолжение научно-исследовательской работы по данному направлению, была разработана концепция и структура международной коллективной монографии "Россия и Польша: Память империй / империи памяти", намеченной к публикации в объеме 15 а.л., по материалам ключевых докладов III Международного конгресса, намеченной к публикации на 2013 год. Структура коллективной монографии включает следующие основные проблемные области: 1. Россия и Польша: Имперские проекты и имперская память. 2. Археология памяти: Мемориальный канон в истории. 3. Нация в постнациональное время и империя в постимперский период. 4. Метаморфозы российской империи и Польша: Опыт последних 300 лет.
Кроме того, в рамках темы 1.1. была разработана концепция и программа Международного научного форума «Культура монголоязычных народов в глобализирующемся пространстве», проведенного 24-27 октября 2012, совместно с Санкт-Петербургским и Калмыцким государственными университетами, а также Монгольским государственным университетом культуры и искусств в г. Элиста, Республика Калмыкия, РФ. Ключевая тематика научного форума включала следующие проблемные области: 1. Актуальные аспекты социокультурных трансформаций в Республике Калмыкия, РФ в целом, а также в Монголии; 2. Механизмы обеспечения культурного многообразия в региональном и глобализационном контекстах; 3. Культурологическое и философское обоснование эффективных форм межкультурного взаимодействия в рамках российской цивилизации и культур монголоязычных народов.
Наконец, в рамках темы 1.1. была разработана концепция и программа научной конференции, посвященной десятилетней годовщине установления решением Генеральной Ассамблеи ООН Всемирного Дня культурного разнообразия во имя диалога и развития. Традиция отмечания данного Дня была инициирована в российской академической традиции учеными петербургского отделения РИК в 2008 году. Настоящая, пятая по счету научная конференция, была подготовлена и проведена 21 мая 2012 года, силами сотрудников отделения, совместно с профессорско-преподавательским составом Санкт-Петербургского Института гуманитарного образования. Программа конференции включала следующие ключевые проблемные области: 1. Культурное разнообразие и диалог между цивилизациями, культурами и религиями в культурной стратегии ЮНЕСКО; 2. Культурное разнообразие как одна из ключевых составляющих современной культурной политики: теория и практика; 3. Культурное разнообразие в современном мегаполисе: проблемы и перспективы (на примере Санкт-Петербурга); 4. Культурное разнообразие в образовательной практике государственных и негосударственных вузов: общее и особенное.


Тема 1.2. Стратегии и тактики межкультурного и межрелигиозного диалога. Рук.: д.ф.н. Светлов Р. В., д.ф.н. Спивак Д. Л.


В рамках научно-исследовательской работы по теме 1.2. велась углубленная разработка концепции межконфессионального и межрелигиозного диалога, прежде всего применительно к проблемам сохранения и развития духовного потенциала современного российского общества. Проведена разработка применительно к современным условиям принципов развития конструктивного диалога:

  1. С носителями буддизма, прежде всего в рамках культурно-политического взаимодействия народов РФ и монголоязычного мира. Промежуточные результаты данного исследования нашли воплощение в концепции и программе научной конференции «Роль буддийской культуры и живописи в духовном пространстве и этнопедагогике монголоязычных народов», проведенной в отчетный период в рамках Международного научного форума «Культура монголоязычных народов в глобализирующемся пространстве» (24-27 октября 2012, г. Элиста, Республика Калмыкия, РФ).
  2. С представителями современного католицизма, прежде всего в рамках российско-польских отношений. Выводы данного исследования нашли воплощение в концепции и программе Круглого стола «Актуальные проблемы межрелигиозного диалога между православием и католицизмом», проведенного 27 апреля 2012 года под эгидой Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, функционирующей на базе СПб отделения РИК, в рамках III Международного конгресса "Россия и Польша: Память империй / империи памяти". Материалы ключевых докладов Круглого стола намечены к публикации в 2013 году в рамках соответствующего раздела международной коллективной монографии "Россия и Польша: Память империй / империи памяти". В более общем плане, разработка данной проблематики велась в рамках работы над концепцией и программой Международной научной конференции «Христианская аскетика и мистика: западная и восточная традиции в сравнительном освещении», проведенной 17-18 сентября 2012 на базе московского Института философии, теологии и истории св. Фомы, в которой участвовал представитель СПб отделения РИК в качестве члена оргкомитета.
  3. С представителями ислама: в этом плане, учеными отделения была продолжена проводимая в рамках научных симпозиумов и конференций серия презентаций коллективной международной монографии «Мировые религии в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания. Христианство и ислам в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания в Российской Федерации и Восточной Европе, в Центральной Азии и на Кавказе», подготовленной и изданной в 2011 году, на 2 языках (русском и английском) трудами сотрудников отделения, при участии и поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве и Бюро ЮНЕСКО в Алматы, в рамках программы Сети кафедр ЮНИТВИН/ЮНЕСКО «Межрелигиозный диалог в целях межкультурного взаимопонимания». Презентация была проведена в рамках научной конференции, посвященной десятилетней годовщине установления решением Генеральной Ассамблеи ООН Всемирного Дня культурного разнообразия во имя диалога и развития, которая была подготовлена и проведена силами сотрудников кафедры ЮНЕСКО, совместно с представителями академической общественности Санкт-Петербурга.
  4. С представителями новых течений нетрадиционной религиозности и/или духовности. В этом плане, сотрудники отделения приняли участие в разработке концепции и программы научной конференции «Психотехники и измененные состояния сознания в истории религий», проведенной на базе Российской христианской гуманитарной академии в С.-Петербурге 14-15 декабря 2012. Кафедра ЮНЕСКО, действующая на базе отделения, выступила в качестве соорганизатора данного научного форума.


Тема 1.3. Культурные идентичности в пространстве социального воображения. Рук.: к.ф.н. Конева А. В.


В рамках научно-исследовательской работы по теме 1.3 велось исследование практик самоопределения и самопрезентации идентичности, формирования имиджа и функционирования имидж-стратегий в современной культуре.
Были выделены следующий концептуальные блоки направления исследования:

  1. Метафизика бытия индивиуальности во времени и стратегии самоидентификации в контексте осмысления времени. Материалом исследования стали образы идентичности в кинематографе. Данное исследование нашло выражение в концепции и программе секции «Кино/текст» Международной научной филологической конференции «Хронос-кайрос/Время – случайность». Были сделаны выводы о том, что время как бытие индивидуальности выступает для человека и его стратегий самоидентификации как форма культурного опыта, которая задается существующими в данной культуре механизмами социального воображаемого.
  2. Метафизика и феноменология эмоций. Было проведено исследование метафизических оснований эмоционального аспекта формирования идентичности, эмоции были рассмотрены с точки зрения экзистенциального основания заполнения пустоты, а также в поле интерсубъективности как столкновения с неопределяемым Другим. Данное исследование было апробировано в рамках круглого стола «Идентификация эмоций», проведенного при участии СПб отделения РИК на межвузовской конференции «Метафизика эмоций » (организатор конференции СаГА). Было выявлено, что сильные эмоции нарушают устойчивость образа идентичности, выступают своего рода экзистенциальными экстремумами, выводят дискурс идентичности в пространство интерсубъективности. В рамках данного направления была исследована эмоция гнева, как наиболее репрезентативная, дальнейшее изучение практик идентификации представляется весьма продуктивным.
  3. Визуальные практики презентации идентичности. Начато исследование способов построения дизайна имиджа, выдвинута гипотеза о том, что одной из стратегий презентации идентичности является дизайн имиджа. Результаты исследования апробированы на международном семинаре «Стильный имидж» (рук.проф. К. Богомолов, Литва). Задачей исследования стал анализ способов конструирования и форм презентации и репрезентации индивидуальности в современном обществе, изучение форм самоидентификации и стратегий создания имиджа, а также изучение механизма моды как одного из средств актуализации индивидуальности. Было проведено исследование динамики социального воображения и восприятия визуальных кодов гламура на протяжении двух десятилетий пост-перестроечного периода (результаты исследования апробированы на международном конгрессе NordikArtHistory в Стокгольме). Исследованы визуальные коды презентации на материале кино и телевидения, популярной литературы и публицистики, индустрии моды (результаты исследования опубликованы). Исследован феномен уличной моды как репрезентации визуальных кодов и способов самопрезентации в рамках доминирующих визуальных форматов (результаты исследования апробированы на всероссийской научно-практической конференции «Городская культура и город в культуре»). В результате исследования были сформулированы понятия имидж-дизайн и визуальный код моды, которые позволяют проследить, каким образом в рамках легитимной системы визуальных образов конкретной культуры строится стратегия самоопределения и самопрезентации, как возможен диалог и взаимопонимание, каковы пути заимствования визуальных кодов другой культуры. Данное исследование представляется перспективным в контексте изучения диалога культур.
  4. Стратегии построения нарративов идентичности. Исследованы нарративные стратегии выстраивания поведенческих моделей, коды легитимизации социальных нарративов и контекст существующих социальных мифов, в которых выстраивается нарратив. Данное исследование нашло выражение в разработке концепции и ораганизации ряда проектов, таких как выставка фотохудожника Анны Асриянц «Мадагаскар. Визуальная антропология», выставка фотохудожника и дизайнера аксессуаров Анны Михайловой «Истоки вдохновения», совместный проект СПб отделения РИК и Фонда Музейных Раритетов «Просвещенная Держава» «Ленора: Возвращение музыкальной баллады». В рамках исследования кураторских стратегий современной культуры было проведено исследование способов презентации нарратива моды в пространстве музеев, временных выставок и дефиле. Сделаны выводы о формировании различных форм нарративных практик идентификации, в том числе и визуальных нарративов, которые находят воплощение в творчестве художников. В ходе работы удалось установить, что в современной культуре изменяется «тело» социального воображаемого и, следовательно, – в контексте нарративного поворота визуальной культуры – сам способ работы воображения, изменяются и способы презентации и репрезентации индивидуальности, ее нарративные стратегии.
Значительная часть проблематики темы 1.3. нашла воплощение в концепции и содержании выпусков «Международного журнала исследований культуры» № 1 (06) 2012 «Культурная память», №2 (07) 2012 «Кино/текст» и № 4 (09) 2012 «Русская утопия».


Направление 2. Культурная миссия Российского Зарубежья

Рук.: д.т.н. Ивашинцов Д. А.

Тема 2.1. Культура российских диаспор за рубежом: история и современное состояние. Рук.: д.т.н. Ивашинцов Д. А.


В рамках данного направления продолжилось развитие коммуникации с российскими и зарубежными партнерами научно-исследовательского и культурно-организационного проекта «Русский мiръ».
Выпущен из печати седьмой выпуск альманаха «Русский мiръ. Пространство и время русской культуры». Основные сюжеты альмнаха сгруппированы вокруг следующих тем: Материалы к 200-летию И.А.Гончарова и 200-летию Отечественной войны 1812 года, анализ творчества Петра Брандта, исследование устных народных рассказов и сказок, деревянной скульптуры в русской традиции, русских духовных стихов в крестьянской традиции ХХ века.
Помимо этого, подготовлена к печати первая редакция романа одного из видных писателей русской эмиграции Сергея Самарина (1924 – 1995) «Крушение». Книга была написана на французском языке и издана в 1978 году ведущим французским издательством «Галлимар». Перевод осуществлен Анастасией Захаревич.
Закончена подготовка и размещен в интернете новый сайт www.russkymir.org. На сайте представлен находящийся в стадии подготовки и обсуждения, второй раздел сборника «Русский храм: век XXI». Сборник посвящен размышлениям о современной церковной архитектуре, также представлен цикл бесед петербургских философов Татьяны Горичевой, Даниэля Орлова и Александра Секацкого, посвященных описанию антропологического профиля глобализма.


Направление 3. Актуальные направления в теории художественного опыта

Рук.: к.культ. Венкова А. В.

Тема 3.1. Художественный опыт в картине мира. Рук.: к.культ. Венкова А. В.


В рамках данной темы продолжилась исследовательская работа по теоретическому фундированию понятия «кинотекста», вошедшего в название постоянно действующего ежемесячного семинара «Анализ кинотекста», проводимого СПб отделением РИК совместно с СПбГУ, проводились исследования по интерпретации нарратива как структуры, обладающей универсальной логикой, которая определяет реализацию повествовательных возможностей (Клод Бремон), что неизбежным образом влечет за собой вопрос о переводимости историй с одного медиа-языка на другой и о природе нарратива – языковой или ментальной. Другая проблема состоит в ответе на вопрос, определяет ли медиа специфику нарратива. В нарратологии сложились два основных понимания медиа: трансмиссионное и семиотическое. Трансмиссионное определение представляет медиа исключительно в роли канала для наррации, семиотическое ставит под сомнение само существование общих нарративных структур в сознании человека.
Очевидно, необходим компромисс между трансмиссионным и семиотическим определениями: акцент в исследовании нарративов можно сделать не на определении специфики медиа, а на том, каким образом нарратив связан с когнитивной деятельностью человека. Нарратив актуализирует определенный образ мира в сознании реципиента, исходящего из своего многомодального опыта.
Нарративность в когнитивной нарратологии – понятие конструктивистское, т.е. нарративность конкретного текста конструируется на основе когнитивных параметров окружающей действительности. Нарративы – это тексты, являющиеся нарративами в первую очередь потому, что они прочитываются как нарративы. Формальная структура при таком подходе отступает на второй план, а внимание фокусируется на коммуникативной ситуации.
Поток наррации производится в результате бессознательной психофизиологической вовлеченности читателя или зрителя. Представляется, что кинонарратив и визуальный нарратив можно рассматривать как многомодальные многоходовые нарративы, где один из «ходов» связан с эмоциональной динамикой сознания. Кино как авторский продукт может служить творческой лабораторией для описания экспериментальной базы эмоциональной динамики сознания. Отсюда возникает вопрос, каким образом в наррации можно понять эмоции? В настоящий момент ведется поиск ответов на поднятые вопросы.
Был исследован ряд киноработ, обнаруживающих особую комбинацию коммуникативных структур. На основании анализа фильма «Счастье» (1934) советского режиссера Александра Медведкина описан так называемый «Эффект Медведкина – Брейгеля». Фильм «Счастье» (1934) советского режиссера Александра Медведкина – одно из последних произведений эры немого кино. Основным предметом внимания явились используемые Медведкиным фигуры речи с переносным значением, которые подвергаются буквализации в результате перевода на язык кино. Это коррелирует с риторикой живописного творчества Питера Брейгеля ст., в частности с работой «Нидерландские пословицы», где идиоматические выражения подвергаются аналогичной переработке, придающей им семантическую непрозрачность. В обоих случаях речь идет о своего рода «безумии образа» (Фуко), которое, как представляется, имеет антиидеологическое значение.
Помимо этого исследованию подверглась эстетика «Film noir», в частности фильмы американского режиссера Билли Уайлдера, соответствующие завершающей фазе развития данного направления, которая может быть названа «модернистской» в силу того, что жанровый кинематограф приобретает здесь аллегорическое, авторефлексивное измерение, а предметом изображения становятся конвенции и механизмы функционирования кино.
В рамках данного раздела темы старший научный сотрудник сектора историко-компаративных исследований культуры Л. Д. Бугаева приняла участие в программе международного обмена на базе Университета Хельсинки в Финляндии. Среди результатов стажировки:

  1. Достигнута договоренность о разработке совместного учебного курса, курс запланирован на второй семестр 2012-2013 учебного года на базе Санкт-Петербургского государственного университета в сотрудничестве с которым реализуется постоянно действующий семинар «Анализ кинотекста». Данный курс должен послужить основой совместной магистерской программы.
  2. Достигнута договоренность о совместной научной деятельности по нескольким направлениям: транснациональность и кинематограф, нарративный анализ кинотекста, кинофилология и киноантропология.
  3. Совместная научная деятельность с университетом Хельсинки и университетом Альто по направлению «когнитивный подход к кинотексту»; в данный момент стороны заняты подготовкой научного обоснования проекта, который будет подан на грант в сентябре 2012 года.
  4. Публикации участников в российских и финских изданиях. Первым результатом должна стать статья Генри Бэкона в номере "Международного журнала исследований культуры", посвященном исследованию кинотекста.
  5. Запланировано участие финских коллег в заседаниях семинара "Кинотекст".
  6. Коллегиум университета Хельсинки готов поддержать проведение совместных семинаров.
  7. В марте 2013 г. на ежегодной конференции филологического факультета СПбГУ в рамках секции "Кинотекст" будет проведено специальное заседание с участием финских коллег.
Перспективы дальнейшего сотрудничества:
  1. Проведение совместного заседания семинара "Кино-текст" в режиме online с участием докладчиков с обеих сторон, проведение семинара с участием финских коллег, проведение совместного выездного заседания в 2013 году.
  2. Проведение с финскими коллегами совместного on-line курса о транснациональности в кинематографе.
  3. Проведение зимней (весенней) школы «Антропологический другой в кино и литературе».
  4. Создание научной серии электронных изданий «Кинотекст» («Культурная антропология кино»).
Работа по данному направлению темы нашла выражение в концепции, структуре и содержании очередного выпуска «Международного журнала исследований культуры» № 2 (7) 2012 «Кино-текст».
Среди задач, разрабатываемых и решаемых в рамках данной темы было также описание и исследование теоретической базы современного технологического искусства и его зависимости от медиатехнологий: science-art, media-art, bio-art и т.д. Основной задачей данного этапа исследований явился анализ основных теоретических работ посвященных технологическому искусству, под которыми понимается искусство экспериментирующее с возможностями современных технологий во множестве их конкретного воплощения. Основное внимание уделено работам О.Грау и П. Вайбеля. На основании проведенного анализа утверждается приоритетное внимание к технологической составляющей современного искусства, анти-утилитарной и анти-функционалистской, критической и рефлексивной направленности аналитики технологий, осуществляемой художниками в их практике производства «произведений искусства» и их репрезентации.
Работа по данному разделу темы получила выражение в структуре и содержании серии книг по теории и истории медиа «Mashina media», первый выпуск которой подготовлен к выходу в свет находится в издательстве.
В рамках указанной книжной серии планируется издание небольших по объему работ, воплощающих различные стратегии и тактики существования и описания медиа в науке, искусстве, философии и повседневности. Утверждается парадигма медиа не только как предмета познания, но и условия самой возможности познания, тем самым — условия существования человека в мире. Медиа — это способы чувствования, видения и мышления. Они — не просто инструменты и средства репрезентации, медиа укоренены в нас, они есть то, что порождает культуру.
Цель серии — раскрытие всех сторон медиальной вовлеченности человека в мир, представление текстов актуальных исследований, что позволит обозначить контуры медиального, избежав их унификации в стандартных формулировках репрессивного категориального аппарата.
В рамках темы также продолжено исследование интермедиальности. Интермедиальность рассмотрена как универсальный принцип творчества и как авторская стратегия. Охарактеризованы основные художественные приемы ее реализации в произведениях европейского искусства рубежа XIX-XX веков (художественной литературы, графики, живописи).
Материал искусства рубежа XIX-XX веков позволил изучить основные художественные приемы, при помощи которых интермедиальность реализуется как авторская стратегия в произведениях искусства.
Результаты исследований в рамках данной темы нашли выражение в концепции круглого стола «После счастья: визуализация памяти», проведенного 27 апреля 2012 года на базе Фонда поддержки современного искусства 'Rizzordi Art Foundation', в публикациях и выступлениях обозначенного периода.


Тема 3.2. Кураторская деятельность на современном этапе: тактики и стратегии. Рук.: к.культ. Соколова И. Б.


В рамках темы проводилось исследование природы кураторской деятельности. Трансформации картины мира и изменения внутри социокультурного пространства влекут за собой расширение (или сужение) проблемных полей современной культуры, в числе которых важное место занимает феномен кураторской деятельности. Так необходимым становится отказ от традиции буквальной интерпретации кураторской деятельности исключительно в качестве объекта, принадлежащего области художественного. Новая оптика исследования кураторской деятельности направлена на дескрипцию феномена в его социальной жизнедеятельности (т.е. как социальной практики). Освобожденная, таким образом, из мира художественного, кураторская деятельность, тем не менее, не может быть полностью лишена присутствия эстетического. Поскольку рассматривается в качестве особого типа социальной и культурной активности, направленной на трансляцию оригинальной (авторской) концепции реальности, зафиксированной на одном (или нескольких) ее уровнях. Кураторская работа интенциональна, цель ее состоит в изменении законов функционирования той среды, на которую направлена активность куратора, с последующим эстетическим эффектом данной работы. В условиях расширения и концепуализации феномена кураторской деятельности в пространстве культуры, проводилось определение основных параметров (или ведущих характеристик), соответствие которым открывает возможность анализа субъекта как куратора.
В теоретическом отношении исследован феномен "самости" куратора как сотворца художественного пространства.
Установлено, что важнейшей характеристикой особого типа субъективности, явленного через феномен куратора, является самость – онтологически неизменная, самотождественная субстанция, непрерывно сопровождающая индивида. Расширяя истолкование самости, можно охарактеризовать ее как полифоническое образование, открывающее эмерджентное ядро: самость – интегрированная, качественная характеристика человека, в которой сохраняются самобытные черты индивида, манифестируется его открытость и безграничность. Самость предстоит любым изменениям сознания куратора, но при этом насыщает их потенциалом для обновления внешних и внутренних связей.
В контексте осмысления природы и специфики самости куратора важно определить также тип субъективности, характеризующийся особым образом действий по отношению к себе и другим. Главными особенностями кураторской деятельности как типа субъективной активности становятся:

  • событийность;
  • перформативность;
  • самоконституирование.
Вышеописанные принципы типа субъективности, свойственного куратору, лежат в основе круга внешних расширений ресурсов кураторской деятельности, нашедших воплощение в различных социальных и культурных практиках.
В практическом отношении, среди прочих была поставлена задача исследования форм выхода кураторской деятельности за рамки сугубо художественного менеджмента. Для анализа была выбрана сфера туризма как индустрии, получающей сегодня наиболее интенсивное развитие, находящаяся в сложном взаимодействии с художественной культурой (в частности, в рамках таких направлений как культурный, музейный, «арт-туризм», креативный туризм) и активно использующая ее опыт, технологии и ресурсы. Были поставлены задачи: дать общую культурологическую характеристику современному состоянию туристической сферы в России; проанализировать специфику «культурного туризма» и роль индивидуальных (кураторских) инициатив в нем; выявить и изучить отдельные кураторские проекты и программы в туристической сфере Петербурга.
На базе существующих исследований (В.Беньямин, З. Бауман, Й. Криппендорф, В. Дукельский) было проведено культурологическое осмысление современного состояние туризма и описание образа действий ключевых субъектов (акторов) этой индустрии. Обстоятельно рассматривалась сфера музейного туризма. Было выявлено, что эта традиционное направление просветительского туризма получает сегодня новые смыслы и формы реализации, привлекает креативно мыслящих менеджеров, способных формулировать нестандартные туристические предложения, аккумулировать для их реализации широкий спектр возможностей из самых разных областей: академического знания (искусствоведение, культурология, антропология, история, политология и др.), художественных практик (изобразительное искусство, театр, новейшие формы искусства), опыта институций (музей, театр, образовательные учреждения), управленческих дисциплин (эвентинг, пиар). Другие профессиональные черты, кроме креативности и поликомпетентности, - мобильность, коммуникабельность. Установлено, что продвижение индустрии осуществляется сегодня именно их силами. Проводилось изучение современного состояния петербургского музейного туризма с точки зрения развертывания в нем кураторских инициатив и программ, осуществлялся анализ существующих экскурсионных разработок. Особое внимание было уделено ситуации в межмузейном проекте «Музейный квартал» (куратор А.Никонова), межмузейному фестивалю «Детские дни в Петербурге» (куратор Д.Агапова), проекту «Эрмитаж 20/21» Государственного Эрмитажа (куратор Д.Озерков). Данные инициативы обладают высоким рейтингом в музейной и, шире, культурной сфере, туристический потенциал этих проектов слабо рефлексируется и не культивируется их организаторами, исследование показало, что рассмотренные музейные кураторские проекты могут быть задействованы как эффективные ресурсы туристической сферы региона.
По результатам работы в рамках данной темы сформирован сборник статей "Фигура куратора", в настоящее время находящийся издательстве.


Направление 4. Гуманитарные технологии виртуальных коммуникаций

Рук.: к. культ. Венкова А. В.

Тема 4.1. Гуманитарные технологии виртуальных коммуникаций: на материале закрытых академических сетевых сообществ. Рук.: к.культ. Венкова А. В.


В рамках данной темы на базе портала Сетевое сообщество «Российская культурология» продолжена работа по консолидации научной общественности посредством технологий виртуальных коммуникаций, проводился мониторинг и исследование технических возможностей организации он-лайн презентаций научного характера.
В базе указанного портала открыта новая виртуальная среда – информационное пространство Научно-образовательного культурологического общества, сформирован новый информационно-справочный раздел, посвященный научным журналам, специализирующимся в области наук о культуре. В соответствии с планом систематически осуществлялась рассылка информационного бюллетеня сообщества и специальных информационных сообщений о деятельности РИК.
Ведется работа над серией он-лайн семинаров с Университетом Хельсинки (Финляндия) и Национальным педагогическим университетом им. М. П. Драгоманова (Киев, Украина).
Теоретические результаты работы в рамках данной темы нашли воплощение в структуре и содержании выпуска «Международного журнала исследований культуры № 3 (08) «Цифровая культура».



Каждое направление работы института обеспечено подготовленными сотрудниками Института научными материалами, публикациями в виде статей в научной периодике. Все научно-исследовательские материалы апробированы в виде научных докладов на конференциях, конгрессах, симпозиумах и семинарах.


Научные публикации сотрудников СПб отделения РИК

  • Бугаева Л. Д. Парадигма интертекстуальности в «Соглядатае» Набокова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология, востоковедение, журналистика. 2012. Вып.7 — С. 11–18.
  • Бугаева Л. Д. Набоков и Данте // Данте Алигьери. Pro et Contra. Антология (Русский путь) / Сост. М. Самарина, И. Шауб. СПб.: РХГА, 2011. — С. 665–676.
  • Бугаева Л. Д. Опыт перехода в художественном нарративе: антропологическое измерение // Кризисы культуры и авторы на границе эпох в литературе и философии. Сборник статей. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2012 (в печати).
  • Бугаева Л. Д. Embodied Mind in Its Visual Environment // Image and Narrative. Special Issue «The Moving Image and the Embodied Mind». No. 15.1. 2014.
  • Бугаева Л. Д. Images of Arctic in Stalin Films; «Here will be a Garden-City»: Soviet Man on the Arctic Construction Site // Films on Ice: Arctic Imaginations, Landscapes, and Populations in Twentieth Century Moving Images / Ed. by Anna W Stenport and Scott MacKenzie. Edinburg: Edinburg University Press, 2014.
  • Венкова А. В. Микрореволюция: трансверсальный активизм в борьбе с искусством. О книге Геральда Раунига «Искусство и революция. Художественный активизм в долгом двадцатом веке» // Международный журнал исследований культуры. — № 01(06)/2012 «Культурная память» — С. 89–93.
  • Венкова А. В., Конева А. В., Соколова И. Б., Степанов М. А., Тимашков А. Ю., Фоменко А. Н. VISUAL STUDIES: Теоретические исследования Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии // Культурологический журнал. — 2012. — №3(9). — http://cr-journal.ru/files/file/10_2012_16_17_38_1350217058.pdf
  • Венкова А. В. Культура периода перехода от Нового к Новейшему времени // Культурология: учебник студ. учреждений высш. проф. образования / [Л.М. Мосолова, М.С. Уваров, А.В. Конева и др.] — М.: Академия, 2013. — С. 251 — 263.
  • Венкова А. В. Культура Современности // Культурология: учебник студ. учреждений высш. проф. образования / [Л.М. Мосолова, М.С. Уваров, А.В. Конева и др.] — М.: Академия, 2013. — С. 263 — 277.
  • Ендольцева Е. Ю. Западное Закавказье и Каппадокия: некоторые иконографические параллели в период Македонской династии // Российская археология. — 3. — 2012. — С. 109 — 115.
  • Ендольцева Е. Ю. Западное Закавказье и Каппадокия: некоторые иконографические параллели в период Македонской династии. Звери и кресты // М.: РА, 2012 — В печати
  • Ендольцева Е. Ю. La Transcaucasie de l'Ouest et la Cappadoce : quelques parallèles iconographiques sous la dynastie macédonienne. Les animaux et les croix // Mélanges offerts à Jean-Pierre Caillet. Dissertationes et monographiae. Hortus Artium Medievalium, Paris — В печати
  • Конева А. В. АМНЕЗИЯ или формы объективации памяти // Международный журнал исследований культуры. — № 01(06)/2012 «Культурная память» — С. 111–118.
  • Конева А. В. Столкновение социальных мифологий и метаморфозы идентичности: рецепция польского иронического детектива в российской экранизации // Мир русского слова, № 2, 2012. — С. 58–67.
  • Конева А. В. Идентичность XXI века в контексте популярной культуры // Вестник Томского университета, № 361 (август 2012). — Томск: Изд. ТГУ, 2012. — С. 45–51.
  • Конева А. В. Трансформация романтического образа в разных режимах воображения: «Ленора» — замыслы и воплощения // Город и время. Т.2. интернациональный научный альманах «Life sciences», тематический выпуск 2012. Самара: ООО «Книга», 2012. С. 163–167.
  • Конева А. В. Дефиле как выражение стратегии успеха // Актуальные проблемы современного культурологического знания: глобальный мир в культурологическом измерении. // Всероссийская научная конференция 27 марта 2012 г. Москва, ФГБОУ ВПО «МПГУ»: Доклады и материалы /отв. ред. О.А. Жукова, Т.Ф. Кузнецова. — Люберцы: НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт», 2012. — C. 200–206.
  • Конева А. В. Другой в пространстве репрезентации: о книге Е. Н. Шапинской «Образ другого в текстах культуры» // Международный журнал исследований культуры. International Journal of Cultural Research. —№ 02(07)/2012 «Кино/Текст». — C. 144–147.
  • Конева А. В. Антропологические аспекты теории культуры: мир человека // Культурология: учебник студ. учреждений высш. проф. образования / [Л.М. Мосолова, М.С. Уваров, А.В. Конева и др.] — М.: Академия, 2013. — С. 37–43.
  • Конева А. В., Антонян К. Г. Культурология личности // Культурология: учебник студ. учреждений высш. проф. образования / [Л.М. Мосолова, М.С. Уваров, А.В. Конева и др.] — М.: Академия, 2013. — С. 102–109.
  • Конева А. В. Мода как феномен современной культуры и предмет изучения культурологии // Культурология: учебник студ. учреждений высш. проф. образования / [Л.М. Мосолова, М.С. Уваров, А.В. Конева и др.] — М.: Академия, 2013. — С. 313–325.
  • Конева А. В. Экзистенциальная злость в ландшафте жизни с другими, опыты деструктивного обмена в современном кинематографе // Вестник Самарской гуманитарной академии, Серия «Философия, филология», № 1 (11), 2012. — Самара, САГА, 2012. — С. 26 — 36.
  • Конева А. В. Воображение времени в современном кинематографе // // Международный журнал исследований культуры. International Journal of Cultural Research. — № 2(07)/2012 «Кино/Текст». — C. 42–47.
  • Кутлинская Е. С. Карикатура как форма русской художественной критики конца XIX — начала XX веков: на примере творчества П. Е. Щербова. К постановке проблемы // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке: Сб. Статей по материалам III Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию доктора искусствоведения, профессора Нонны Александровны Яковлевой / РГПУ им. А. И. Герцена; [науч. ред. Э. В. Махрова]. — СПб: КультИнформПресс, 2012. IV. — С. 119–128.
  • Луняев Е. В. Опыт практического взаимодействия музеев, образовательных учреждений и органов власти в пространстве Санкт-Петербурга // Материалы Тематического тренинга ЮНЕСКО/ИКОМ и экспертной встречи «Управление музеем: Разработка политики и практическое регулирование» (1–4 ноября 2012 года, Астана, Казахстан). — В печати
  • Ляшко А. В., Никонова А. А. Музей в контексте сельского туризма // Сельский туризм: опыт, проблемы, перспектива. Сб. трудов. — СПб.: Изд. СПбГУСЭ, 2012. — С. 37–43.
  • Ляшко А. В. Искусство в контексте проблем гигиены культуры // Культура и гигиена: гуманизм как потребность. Будапешт: Каирос, 2012. С. 129–142.
  • Ляшко А. В. Музейный туризм в России. Эволюция формата // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.3. — СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2012. — С. 21–27.
  • Ляшко А. В. Культурологическая интерпретация современной конкурсной практики в России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 3. — С. 65–69.
  • Магамедова А. А. Анатомия боли // Символические формы телесности (российские перспективы и ретроспективы): Сб. статей / Под ред. И. В. Кузина — СПб.: Изд-во С.-Петерб.философского общества, 2012. — С. 212–228.
  • Соколова И. Б. Куласалу М. Поддержание и обновление традиций: Обзор Балтийского журнала европейских исследований (Журнал Таллиннского технического университета) // Историко-биологические исследования. — 2012. — № 2. — Том.4. — С. 130–132.
  • Соколова И. Б. Фотография и ее отражения. Рецензия на книгу Оксаны Гавришиной «Империя света: фотография как визуальная практика эпохи «современности» // Международный журнал исследований культуры. — 2012. —№3(8) — с. 135–138.
  • Спивак Д. Л. Лингвистика измененных состояний сознания // Измененные состояния сознания: Природа, механизмы, функции, характеристики: Хрестоматия. — М.: Когито-Центр, 2012. — C. 203–219.
  • Спивак Д. Л. Рецензия на кн.: Эрард М. Феномен полиглотов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012 — http://www.alpina.ru/business-books/fenomen-poliglotov/ Спивак Д.Л. Обеднение лексики адресанта как признак измененного состояния сознания // Научное мнение, 2012, №9, с.23–31 (соавт.: Атаманова О. В.).
  • Спивак Д. Л. Психологические резервы активного долголетия // Пятая Международная конференция по когнитивной науке. 18–24 июня 2012. Калининград, Россия. Тезисы докладов. Том 2 / The Fifth International Conference on Cognitive Science. June 18–24, 2012. Kaliningrad, Russia. Abstracts. Vol.2. — Калининград, 2012. — С.485–487 (соавт. Куприянова В.А., Захарчук А.Г.,
  • Степанов М. А. Машинный поворот: изобретение вместо методологии. Интервью с Геральдом Раунигом // Международный журнал исследований культуры. — 2012. №1(6). — С.84–88.
  • Степанов М. А. Дискурсы «мышления тела» // Медиафилософия VΙΙΙ. Медиафилософия: междисциплинарное поле исследований. / Под редакцией В. В. Савчука. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2012. — С. 99–134.
  • Степанов М. А. На производство! Рецензия на книгу «Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012» // Международный журнал исследований культуры. — 2012. — №2(7) С. 140–143.
  • Степанов М. А. Машина-платье порождает желание или диспозитив vs. аппарат. // Международный журнал исследований культуры. — 2012. №2(7). — С. 124–127.
  • Степанов М. А. Порядок визуальности. Рецензия на «Imagery in the 21st Century / by Oliver Grau, Editor; with Thomas Veigl. — The MIT Press, Cambridge, MA, 2011.» // Международный журнал исследований культуры. — 2012. №3(8). — C. 131–134.
  • Степанов М. А. Де-автономные среды: от расширения человека к расширению машины. // Научное искусство: Тезисы Первой международной научно-практической конференции МГУ им. М.В.Ломоносова, 04–05.04.2012. / под ред В.В.Миронова. — М.: МИЭЭ, 2012. С.211–212.
  • Тимашков А. Ю. Всё и Ничто: интермедиальная стратегия творчества К.С. Малевича // Вестник Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. — 2012. № 1. — С. 299–304.
  • Тимашков А. Ю. Интермедиальность как художественная трансформация пространственно-временных отношений // Современное искусство в контексте глобализации: Наука, образование, художественный рынок: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года. — СПб.: СПбГУП, 2012. — С. 59–61.
  • Тимашков А. Ю. Интермедиальные стратегии авторов «футуристической оперы» «Победа над солнцем» (А.Е. Крученых, М.В. Матюшин, К.С. Малевич, В.В. Хлебников, 1913) // Literatūra: Rusistica Vilnensis. Mokslo darbai. Vilnius: VU leidykla, 2012. Nr. 54 (2), p. 7–19.
  • Фоменко А. Н. Эффект Медведкина — Брейгеля // Транслит. — № 10/11 (2012). — С. 21 — 25.
  • Фоменко А. Н. Модернизм Уайлдера, или Film noir около 1950 года // Искусство кино. — 2012. — № 1. — C. 89–99.
  • Фоменко А. Н. Новое барокко. О фильме «Большое приключение Пи-Ви» // Международный журнал исследований культуры. — № 01(06)/2012 «Культурная память» — С. 125–127.
  • Фоменко А. Н. Необыкновенный фашизм // Искусство кино. — 2012. — № 5. — 83 — 89.
  • Фоменко А. Н. «Восход солнца»: фильм-гибрид // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2, Искусствоведение. Филологические науки. — 2012. — № 1. — С. 51 — 53.
  • Фоменко А. Н. Тело и душа // Международный журнал исследований культуры. — 2012. —№ 2. — С. 128 — 130.
  • Фоменко А. Н. Леопард и бронтозавр // Искусство кино. — 2012. — № 9 — С. 103–109.
  • Фоменко А. Н. Жан-Пьер Мельвиль — эстет и моралист // Международный журнал исследований культуры. — 2012. — № 3. «Цифровая культура» — С. 128–130.

© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»
 
RIC