САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

Символы, образы, стереотипы современной культуры: философский и метафизический опыт. (PDFPDF) (3,1 mb)

Символы, образы, стереотипы современной культуры / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. С.-Петербург. отд-ние; С.-Петербург. союз ученых. Филос.-культурол. исслед. центр «Эйдос»; Глав. ред. Л. Морева. – СПб., 2000. – 365 с. – (Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры; № 7). – Парал. тит. л. на англ. яз.; Текст на рус. и англ. яз.

Содержание

Морева Л. Стереотипное предисловие. – С. 8-12.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ Stenou K. (UNESCO) Symbolical preface. – С. 13-15.
I. Философский и метафизический опыт // Philosophical & Metaphysical Experience
Холостова Т. Формы бытия в символическом мире. – С. 16-26.
Erickson S. Spiritual Presence and Contemporary Culture. – С. 27-34.
Марков Б. Знаки современности. – С. 35-51.
Калчев И. Ценность научных, философских и религиозных символов в современной культуре. – С. 52-55.
Хабермас Ю. О роли и влиянии философии сегодня. – С. 56-69.
McBride W. What Values Remain? – С. 70-83.
Пигров К. Рассуждение о стереотипах, или утешение методом. – С. 84-89.
Tweyman S. An Illustration of the Uses and Abuses of Images in Philosophy. – С. 90-106.
Магомедова А. Символы в мире верховной реальности. – С. 107-113.
Савельева М. О принципе автономии нравственности по отношению к знанию. – С. 114-127.
Матвеева А. Запрет и производство идентичности. – С. 128-146.
Орлов Д. Смещение: к структурной поэтике дискурса. – С. 147-165.
Михайлова М. Апофатика в постмодернизме. – С. 166-179.
Туркина О., Мазин В. Стереотип «как бы»: лет перелетных означающих. – С. 180-182.
II. Религиозный и мифологический опыт // Religious & Mythological Experience
Казин А. Русская культура: дух и символ. – С. 183-198.
Львов А. Мифологемы обновления традиции (Прометей и Моисей). – С. 199-208.
Fritsch-Oppermann S. Opportunities and Risks of Interreligious and Intercultural Dialogue. – С. 209-221.
Номоконов В. Об интерпретации образов и символов в религиозной литературе. – С. 222-233.
Ivanova E. Modern Western Culture and Christian Values. – С. 234-244.
Горичева Т. Реальность Другого. – С. 245-252.
Даньино А. Смысл любви в эстетике русского духовного ренессанса. – С. 253-274.
Иеромонах Евстафий (М.Жаков) Размышление о философской судьбе Владимира Соловьева. – С. 275-294.
Исупов К. Жертва как символ и тайна. – С. 295-299.
Бровина И. О символическом поле средневековой русской культуры и о его потенциале в пространстве искусства ХХ века. – С. 300-310.
Панченко А. Сон и сновидение в традиционных религиозных практиках. – С. 311-325.
Verelst K. Some Remarks on the Relation Between the Microcosmical and Macrocosmical Instantiations of the Mythological World-Axis. – С. 326-337.
Стародубцева Л. Алкивиадов Силен и метаморфозы забытого символа. – С. 338-354.
Гогин А. Образы древних космогоний и современная культура. – С. 355-365.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии МК РФ и РАН, Философско-культурологический исследовательский центр «Эйдос» (Санкт-Петербургский союз ученых)
при поддержке российского фонда фундаментальных исследований
(ГРАНТ № 99-06-85062)
при организационном содействии:

  • Санкт-Петербургского Научного центра Российской академии наук
  • Российского государственного педагогического университета
    Немецкого культурного центра им. Гете в Санкт-Петербурге
  • Государственного музея истории Санкт-Петербурга
  • Государственного музея-заповедника «ГАТЧИНА»
  • Голландского института в Санкт-Петербурге
  • Церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге
  • Международной Ассоциации РОСАРТ
  • Музыкального ансамбля «ЭПОС»
  • Всемирного клуба Петербуржцев
    Галереи Арт-Коллегия

проводят под эгидой ЮНЕСКО
Седьмой Международный философско-культурологический симпозиум

СИМВОЛЫ, ОБРАЗЫ, СТЕРЕОТИПЫ
СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

(25-30 августа, 1999, Санкт-Петербург)

Данный симпозиум проходит в год 275-летия Российской академии наук в историческом здании Санкт-Петербургского научного центра РАН. Он продолжает ряд международных симпозиумов и конференций, организованных и проведенных Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии и Философско-культурологическим исследовательским центром «Эйдос» (Санкт- Петербургский союз ученых) в рамках долговременной научно-исследовательской и организационной программы Международного центра фундаментальных исследований современной культуры. Среди них Первые Международные философско-культурологические Чтения «Язык и текст: онтология и рефлексия» (17-21 августа, 1992 г.), Вторые Международные философско-культурологические Чтения «Парадигмы философствования» (10-15 августа, 1995 г.), Третья международная философско-культурологическая конференция «Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации» (17-21 сентября, 1998 г.); симпозиумы «В Лабиринтах культуры», «Размышления о Хаосе», «Культурология - как она есть и как ей быть?» и др. Научные результаты каждой из встреч нашли свое отражение в тематических выпусках Международных чтений по теории истории и философии культуры.
Разработанная концепция философско-культурологического международного практикума предполагает обращение к живым коммуникативным формам философских и междисциплинарных дискуссий, бесед, тематически сосредоточенных конференционных обсуждений, направленных на содействие целостному пониманию тех динамичных процессов, которые происходят в современной культуре на рубеже тысячелетия в условиях «информационного общества».
Современность во всех ее проявлениях всегда представляет наибольшие трудности для ее научного изучения, но состояние общества, человека, культуры в конце XX века оказалось столь калейдоскопичным, противоречивым, многоликим, что вызывает у пытающихся разобраться в происходящем прямо противоположные суждения.
Человек сегодня имеет дело с серьезными смещениями в парадигмальной системе координат ценностно-онтологических ориентаций. При всей гибкости этой системы, требуется определенная бдительность для сохранения ее жизненной силы, которая заключается в принципиальной отличенности путей ‘нисхождения’ и ‘восхождения’. Любое игнорирование этой отличенности, нечувствительность к ней, любые формы онтологической индифферентности ведут человека к ориентационному кризису, к тотальному обессмысливанию собственного существования, к экзистенциальной опустошенности. Требуется предельно внимательное и чуткое отношение к Традиции, для того чтобы реальная опасность произошедшего парадигмального смещения в топосе бытия была преодолена.
Внешняя интенсивность современных культурных процессов ведет к своеобразной актуализации вопроса о внутренних константах культуры как таковой, о тех предельных образах, символах и смыслах, которые определяют онтологические и экзистенциальные размерности присутствия человека в мире, кристаллизуют пространство бытия человеком.
Происходящий ныне в культуре поиск новых возможностей продуктивного синтеза философского, научного, художественного и религиозного опыта также требует фундаментальных, методологически выверенных исследовательских практик, предполагающих предельно внимательное отношение к корневому пространству традиций, преодолевающих привычность и косность стереотипов уходящего столетия.
Стратегическая значимость исследовательских усилий не только для понимания и описания происходящих в современной культуре процессов, но и для предельно достоверного прогнозирования их возможных последствий, несомненно, неизмеримо возрастает в условиях ориентационно-ценностных исторических трансформаций, с неизбежностью которых имеет дело современное человечество.
Углубленное исследование культуры как сложно-структурированного пространства коммуникативных стратегий, изменение или переориентация которых незамедлительно сказывается на всех аспектах человеческого бытия является центральным звеном настоящего проекта. Понимание принципиального единства культуры и диалога содействует утверждению онтологического противостояния культуры всяческим формам насилия, выявляет творческие, гармонизирующие потенциалы современной культуры, развивает ключевые тенденции на пути к Культуре мира.
***
Шесть дней работы симпозиума включают в себя пленарные и секционные заседания по следующим тематическим циклам:

  1. Символы, образы, стереотипы - философский и метафизический опыт
  2. Символы, образы, стереотипы - социальный и исторический опыт
  3. Символы, образы, стереотипы - мифологический и этнографический опыт
  4. Символы, образы, стереотипы - художественный и поэтический опыт
  5. Символы, образы, стереотипы - экзистенциальный и религиозный опыт

Круглый стол

На пути к культуре мира: «ЧАЯНИЕ МИРА И СИМВОЛЫ ВОЙНЫ В КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА»

Символы, образы, стереотипы современной культуры: исторический и экзистенциальный опыт. (PDFPDF) (2,3 mb)

Символы, образы, стереотипы: исторический и экзистенциальный опыт / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. С.-Петербург. отд-ние; С.-Петербург. союз ученых. Филос.-культурол. исслед. центр «Эйдос»; Глав. ред. Л. Морева. – СПб., 2000. – 286 с. – (Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры; № 8). – Парал. тит. л. на англ. яз.; Текст на рус. и англ. яз.

Содержание

Рогинский Б. Феноменология зла и трагедия возмездия в XX веке. – С. 7-11.
Rosseel E. Nomadisation: Social, Psychological and Cultural Context for the XXI Century? – С. 12-28.
Пролеев С. Культурные паттерны власти. – С. 29-40.
Жидков В. Культурная политика и формирование картины мира. – С. 41-58.
Woodward K. The Cultural Politics of Anger and Wisdom: Envisioning the Future of Aging. – С. 59-76.
Маилов А. Два стереотипа в символике свободы. – С. 77-93.
Дудина И. Вопли солипсиста. – С. 94-99.
Тульчинский Г. Феноменология имиджа и метафизика идентичности. – С. 100-111.
Протасенко И. Символы, образы, стереотипы в генезисе современного бонапартизма. – С. 112-120.
Дымерец Р. Власть символов и символы власти в современной культуре. – С. 121-133.
Виноградов Ю. Почетные академические звания как символ отношения в государстве к науке. – С. 134-140.
Бублик П. Антропологическое единство европейской науки и идеологии. – С. 141-151.
Дубницкий Д. Особенности мотивации в современной культуре. – С. 152-166.
Богданов К. Советская очередь: социология и фольклор. – С. 167-179.
Гомилко О. Постчеловеческие тела: трансформация культурных стереотипов. – С. 180-188.
Ярославцева Е. Человек – голограмма. – С. 189-203.
Конева А. Воображение себя или проблема идентичности. – С. 204-213.
Панич А. Иное – Другое – Чужое: попытка типологии культурных моделей. – С. 214-232.
Прозерский В. Всечеловеческая комедия: зал, куклы, люди. – С. 233-237.
Горичева Т. От Эдипа к Нарциссу (беседа). – С. 238-249.
Михайлова М. Опыт Иного. – С. 250-263.
Fritsch-Oppermann S. Language of Faith - Language of Dialogue: Religious Identity and Intercultural Communication. – С. 264-277.

 

Символы, образы, стереотипы современной культуры: художественный и эстетический опыт (PDFPDF) (3,4 mb)

Символы, образы, стереотипы: художественный и эстетический опыт / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. С.-Петербург. отд-ние; С.-Петербург. союз ученых. Филос.-культурол. исслед. центр «Эйдос»; Глав. ред. Л. Морева. – СПб., 2000. – 383 с. – (Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры; № 9). – Парал. тит. л. на англ. яз.; Текст на рус. и англ. яз.

Содержание

I. Поэтический и литературный опыт // Reflections on Poetry & Literature
Рущаков В. Трансакция символа. – С. 11-18.
Tu Ch.-m., Wong K.-m. Stereotype, Internment, and the Bomb: Attuning the Stone in Joy Kogawa’s Obasan. – С. 19-32.
Шифрин Б. Физический эксперимент и проблема визуальности: микроскопия авангарда. – С. 33-41.
Бугаева Л. Опыт умирания и его отражение в русской литературе. – С. 42-54.
Banus E. Travel: An Old Symbol in Modern Literature. – С. 55-74.
Пролеев С. Присутствие Иного в культуре: пролог путешествия в Древний Восток. – С. 75-81.
Herrero M. The Right Reason of Craziness: An Interpretation of Quixote by the Spanish “Generation of 98”. – С. 82-89.
Valembois V. Gustavo Gonzalez: The Poet and His Constructive Tripod. – С. 90-100.
Illan A.-M. The Imagine of Exile in Joseph Brodsky’s. A Part of Speech. – С. 101-113.
Рубинчик О. Анна Ахматова. Жизнь и текст. – С. 114-125.
Быкова-Майер И. Символизм и антропософия в духовном мире Андрея Белого. – С. 126-137.
Даньино А. Любовь и трагические проблемы бытия в эстетике русского духовного Ренессанса. – С. 138-152.
Погребняк А. Другой Град (О духе петербургской поэзии). – С. 153-160.
Рябков М. Литературное произведение как код. – С. 161-171.
Черва В. Жанр как структурный стереотип художественной культуры. – С. 172-178.
Борисова И. Музыка и утопический/апокалиптический дискурс. – С. 179-192.
Бокшицкий А. Хора – топос – пространство. – С. 193-196.
Личковах В. Энерго-информационная эстетика: проблема актуальных хронотопов. – С. 197-201.
II. Живопись – архитектура – эстетика // Reflections on Fine Arts and Architecture
Вальран В. Петербургский архетип в живописи. – С. 202-207.
Иванов М. Образы «вечной жизни» в истории мирового искусства. – С. 208-227.
Рабинович В., Рылеева А. Фаустовское время на часах Кандинского. – С. 228-246.
Письман Л. Наивное искусство как феномен современной культуры. – С. 247-251.
Frias M.-A., Belen de Isla A. The Translucent in Contemporary Architecture: An Image of Ambiguity? – С. 252-259.
Трушина Л. Культурные константы в символике городской среды. – С. 260-267.
Веселова С. Формирование городов. – С. 268-273.
Конева А. Образ творческой индивидуальности как “Своего Иного”. – С. 274-282.
Бычков В. Иное искусства перед ликом культуры. – С. 283-292.
Moser S.-K. “Research As New Search for the Evidence” Is There a Way for Scientia to Understand Arts? – С. 293-307.
III. Кинообразы и философская рефлексия // Reflections on Cinematographic Images & Symbols
Разлогов К. Между стереотипом и символом: парадоксы образности “Сибирского цирюльника”. – С. 308-314.
Woodward K. Statistical Panic. – С. 315-336.
Двинятин Ф. Вероника и Валентина (О героинях Кшиштофа Кесьлевского и Ирен Жакоб). – С. 337-345.
Евлампиев И. Образ Иисуса Христа в фильмах Андрея Тарковского. – С. 346-358.
Дудина И. Репортаж с борта «Титаника». – С. 359-364.
Рогинский Б. К вопросу о символизме Хичкока. – С. 365-370.
Кузьмина И. Пустота как знак современной культуры. – С. 371-378.
PostScriptum Морева Л. Epoch эпохи: самые простые слова о стихии времени. – С. 379-382.

 

© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»
 
RIC