САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

НАПРАВЛЕНИЕ 1.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ



2004

Руководитель: Л. М. Морева

Продолжен концептуально-теоретический анализ оптимальных и экстремальных условий бытия культуры. Человек сегодня имеет дело с серьезными смещениями в парадигмальной системе координат ценностно-онтологических ориентаций. Ситуация «стремительно прибывающего будущего» (А.Тоффлер), описанная теоретиками ХХ века, интенсивно трансформирует культурные реалии и стереотипы жизни. Точкой выбора оказывается «ценность человечности», или отказ от таковой, в пользу пост-человеческой глобальной цивилизации. Наличие системного кризиса, представляющего собой единство кризисов экономического, социально-политического и психологического, делает предельно значимым проведение концептуально-теоретического анализа экстремальных и оптимальных условий бытия культуры.
В рамках работы над темой, продолжена реализация научно-исследовательской и организационной программы под эгидой ЮНЕСКО «К новым парадигмам общения: философские и психологические аспекты динамики ментальности в информационном обществе». Установлено, что фундаментальная проблематика темы обусловлена двумя противоречащими друг другу тенденциями — с одной стороны, неотвратимостью перехода к унифицированной, глобальной, постиндустриальной цивилизации, диктующей парадигматические сдвиги в системе ценностно-онтологических ориентаций, с другой — необходимостью сохранения культурного многообразия, материального и нематериального равно как общего гуманистического потенциала, накопленного в рамках национальных культур. Как следствие, доминантой культурологической разработки темы определена активная адаптация к принципиально изменившимся внешним и внутренним условиям — в частности, разработка форм и методов сохранения человеческого достоинства и продолжения культурной деятельности в существенно усложнившейся обстановке.
В рамках указанной общей, парадигматической установки позиционируется и традиционная проблематика — уточнение статуса культурологии как междисциплинарной предметной области (включая взаимоотношение ее традиционной (комплекса дисциплин, связанных с изучением мировой художественной культуры (в первую очередь, искусствоведения) и инновационной (социальная антропология, семиотика) составляющих, философское осмысление фундаментальных оснований (онтологии, эпистемологии, эстетики) указанной области, а также углубленная разработка ее гуманистического и трансперсонального потенциала (включая такие быстро обосабливающиеся проблемные области, как динамика цивилизаций, массовая культура в глобальном контексте, дискурс власти и новые стратегии манипулирования персональным сознанием, «этический поворот» в культуре).
В числе конкретных проблем, ставших предметом разработки в 2004 году, следует выделить: проблему морально-этической оценки глобализации и, прежде всего, определения ее основного направления как критического или же как апологетического; проблему «тиражируемости стереотипов» как важнейшего средства импринтинга ценностей новой, глобальной цивилизации и, соответственно, их соотнесения с традиционными гуманистическими ценностями; проблему «культуры насилия», состоящую прежде всего в необходимости переопределения этического аспекта насильственных действий властей разного уровня перед лицом новых угроз глобального терроризма; проблему «манипуляции сознанием», как прежде всего соотнесения управляющих воздействий средств массовой информации, сознательно формирующих не- или слабо осознаваемые установки масс; проблему «новой индифферентности», определяющей самосознание интеллигенции посткоммунистического мира и ее научного осмысления — от позитивного (постмодернистский дискурс) до негативного (эрзац толерантности); проблему достижения «нового бессмертия», как результата не следования религиозным практикам, но применения генетических технологий, и его культурно-исторических импликаций; проблему определения сравнительного вклада наследования и воспитания при передаче смыслообразующих нарративов; проблему соотнесения семиозиса и синтактики в современных информационных технологиях и, соответственно их способности углубить или ослабить кризис идентичности в экстремальных условиях существования гуманистической культурной традиции.

Публикации сотрудников по теме

Конева А. В. Воззрение на мир: мир как картина, мир как текст // Дифференциация и интеграция мировоззрений: экзистенциальный и исторический опыт. Вып. 20. — СПб: Эйдос, 2004. — С. 332–345.
Летягин Л. Н. «Человек поступающий»: опыт эстетической аналитики // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Научный журнал. Общественные и гуманитарные науки. — 2004. — № 4 (7). — С. 35–44.
Луняев Е. В. Диалог веков: моральная оценка личности // Науки о культуре — шаг в ХХI век: Сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых. Москва, декабрь 2003 г. М., 2004. — С. 352–356.



НАПРАВЛЕНИЕ 1.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ



2005

Руководители: Д. Л. Спивак, А. В. Венкова

В рамках указанного направления продолжено уточнение статуса культурологии как междисциплинарной предметной области, в компетенцию которой входит прежде всего формирование общей картины гуманитарного знания XXI века. Продолжен анализ развития современной культуры в контексте глобализации и информатизации общественных процессов, при интенсивном сложении контуров универсальной цивилизации будущего.
Установлено, что современный этап развития культуры характеризуется нарастающей сложностью не только структурно-функционального наполнения его материальной закрепленности, но и очевидной непроясненностью иерархических взаимодействий в областях как этики, так и эстетики. В то же время, заметной стала унифицирующая тенденция, определяемая процессами информатизации и глобализации общественных систем в разных регионах мира, что потребовало определения основополагающих векторов развития современной культуры, на уровне как историко-типологических обобщений, так и в контексте регионального проявления вышеозначенных тенденций. Междисциплинарный, комплексный характер проводимых исследований направлен на систематическую дескрипцию форм и приемов фиксации социокультурного опыта в виде системы, проясняющей характер взаимодействия отдельных элементов глобального мироздания современной эпохи, что уточняет и расширяет методологические возможности, накопленные современными науками о культуре.
В рамках указанной проблематики были выделены следующие разделы: динамика процессов информатизации и глобализации современной культуры; региональный и национальный компонент развития глобализационных процессов; духовно-этические и художественно-эстетические составляющие динамической культуры нового типа; диалог культур в эпоху глобализма; науки о культуре и «эра глобализма».
В процессе работы выявлена актуальность проведения фундаментальных исследований современной культуры с позиций обнаружения универсализирующего воздействия процессов глобализации и информатизации общества. Неиерархическая, сетевая структура существенных доменов социокультурной ткани современного общества не дает возможности изучения динамики его базовых процессов с позиций методологического аппарата одной из частных наук. Нарастающие процессы диалогизации взаимодействий между разноуровневыми элементами, необходимость конкретизации механизмов обмена информацией между таким элементами, требуют расширения возможностей междисциплинарного и, шире, трансдисциплинарного подхода. Целью подобных операций является построение новой методологии исследования сложных систем неиерархического типа, к которым относится современное общество.
Принципиальная открытость подобных систем и эмерджентность их развития позволяют говорить о теоретической допустимости и конструктивности применения методологического аппарата нового типа, предлагаемого науками о культуре, к исследованию динамики развития современного общества.
Уточнены возможности применения сложившегося в гуманитарной науке междисциплинарного подхода к исследованию базовых процессов динамики современного общества, таких, как глобализация и унификация информационного, символического и политико-экономического пространства, диалогическое сознание нового типа, отказывающееся от притязаний на исключительное доминирование одной из сторон. Одновременно с этим, описываются проступающие черты новой культурной парадигмы, ориентированной на принципиальный плюрализм, идущей на смену постмодернистскому этапу развития мировой культуры. Применение описанных исследовательских процедур к анализу наиболее актуальных и малоисследованных процессов современного общества позволяет работать над обновлением методологии современного гуманитарного знания в области наук о культуре.
В числе конкретных проблем, ставших предметом разработки в течение 2005 года, следует выделить: прояснение методологического аппарата, нацеленного на исследование сложных объектов нового типа, подверженных разнонаправленным (центростремительным и центробежным) воздействиям процессов глобализации и информатизации; выработку понятийного аппарата, описывающего состояние культуры в эпоху ее тотальной информатизации и глобализации; выявление предпосылок для гармоничного диалогического взаимодействия культур различного типа; установление базовых характеристик формирующегося типа культуры; описание процессов межпарадигмальной стадии развития современной культуры; прояснение судьбы локальных образований и региональных культур, вовлеченных в процесс унификации культурных стандартов глобализирующегося и информатизирующегося мира.

Публикации сотрудников по теме

Спивак Д. Л. Метафизика Петербурга: Французская цивилизация. — СПб: Алетейя, 2005. — 528 с.
Спивак Д. Л. East Meets West — and West Meets East: Spiritual and Religious Implications and Challenges in Europe // http://www.friedensbuero-graz.at http://www.friedensbuero-graz.at.
Светлов Р. В. Религии мира. Учебник (в соавторстве) / Ред. М.М. Шахнович. — СПб: СПбГУ, 2005. — С.178–188 (глава II: «Гностицизм и христианство»)



НАПРАВЛЕНИЕ 1.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ



2006

Руководители: Д. Л. Спивак, А. В. Венкова

Основное внимание при раскрытии темы было уделено актуальной для современного культурного опыта тенденции к творческой трансформации базовой матрицы культуры, с одновременным удержанием наиболее существенных с точки зрения истории ментальности ее компонент. Как следствие, базовая научно-исследовательская стратегия включает в себя делимитацию и дескрипцию минимального набора концептуальных понятий, определяющих культурную матрицу данного общества, равно как границы ее креативного изменения, сохраняющего состав базовых кодов. Систематизация и анализ статичных и динамичных образований культурной матрицы позволяет предложить возможные направления и сценарии развития культурного процесса в будущем.
Как следствие, в рамках данной стратегической установки были решены следующие честные задачи:
  • проведено строгое определение семантики, синтактики и прагматики концептуальных понятии «картина мира», «культурный код», «константа культуры», «культурный концепт», «архетип культуры», «картина мира», «семантико-перцептивная универсалия»;
  • выполнено уточнение методологического аппарата, выработанного в современных науках о культуре применительно к культурным кодам и матрицам, включая понятийный аппарат синергетического и энергийного подходов;
  • проведено выявление культурных констант на материале культурного процесса нового и новейшего времени;
  • раскрыты базовые направления и особенности динамических преобразований культурной матрицы современной российской культуры;
  • проведено уточнение места российской культуры в контексте нарастающей глобализации и унификации культурных кодов современной цивилизации.
Научные разработки, проведенные при раскрытии данной темы, естественно встраиваются в общее русло развития современного гуманитарного знания, и в частности, наук о культуре. Устойчивый интерес этого комплекса дисциплин к исследованию переходных состояний социума объясняется особым динамическим характером культурного опыта современности — ситуацией «стремительно прибывающего будущего» по А.Тоффлеру. В свою очередь, показано, каким образом строгое разграничение константных и динамических образований в культурном процессе позволяет расширить аналитические возможности современных наук о культуре, что в свою очередь открывает возможности выхода на сценарии и скрипты вероятного развития культуры и социума в целом, в рамках научно-аналитического подхода современных гуманитарных дисциплин.

Публикации сотрудников по теме

Спивак Д. Л. Modern Trends in Religious Psychology: Results of a Russian-American Case Study / Tendances Modernes en Psychologie Religieuse: Resultats d’une Etude Russo-Americaine // Pluralisme et Reconnaissance / Pluralism and Recognition. Programme. — Paris: 5e Congres des Chercheurs de l’Islam / 9e Congres International sur la Philosophie et la Culture, 2006. — P.67-68.
Спивак Д. Л. Rediscovering Humility // Единство и многообразие в религии и культуре. Философские и психологические корни глобальных противоречий / Unity and Diversity in Religion and Culture. Exploring the Psychological and Philosophical Issues underlying Global Conflict // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 22 / International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. 22. — СПб: Эйдос, 2006.– P. 20-21.



НАПРАВЛЕНИЕ 1.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ



2007

Руководитель: Д. Л. Спивак

В 2007 году продолжалась работа по уточнению и расширению современных подходов к определению предмета и метода, исследовательских стратегий и дескриптивных процедур культурологи, равно как концептуальных понятий существующих в ее рамках частных дисциплин и взаимодействующих с ней смежных наук.
В отношении предмета культурологии, внимание научно-исследовательского коллектива было сосредоточено:
  • на сложном взаимодействии «узкого» и «широкого» определений культурологии, прежде всего в плане соотношения традиционного искусствоведения, с одной стороны, и инновационных подходов к культуре как неотъемлемой части целесообразной деятельности человека в целом;
  • на делимитации пределов применения традиционного (аксиоматического) и инновационного (полевого) подходов к структурированию предметного поля культурологии;
  • на определении путей совмещения традиционного (онтологического) и инновационного (прагматически-функционального) определения предмета культурологии.
В отношении метода культурологии, продолжалась разработка:
  • способов и процедур оптимального сочетания полиметодологического и трансметодологического подходов на поле современного культурологического знания. Первый состоит в совмещении методологий различных частных дисциплин при рассмотрении сложного феномена культуры, второй — в выработке новой, синтетической методологии, на базе перенесения идей и методов из одной из частных дисциплин — в другую;
  • путей и приемов развития «лингвистической», «филологической», «информационной» и «компьютерной» метафор в рамках культурологии, необходимость которого обусловлена ослаблением общеметодологической значимости классической философии культуры.
В отношении исследовательских стратегий, проведено изучение границ и возможностей:
  • изучения культурных универсалий как в пространственном, так и во временном плане;
  • анализа динамики культурных форм, как магистральной линии развития культуры во времени, и культурных влияний (трансмиссии, экспансии, аккультурации), как магистральной линии распространения культуры во времени;
  • совмещения и соположения «высокой» и массовой, парадной и бытовой культуры.
В отношении дескриптивных процедур, продолжена разработка:
  • идей и методов структурно-семиотического подхода к культуре, как деятельности, протекающей в раках знаковых систем;
  • идей и методов деятельностного подхода к культуре, традиционного для отечественных наук о культуре, и человеке в целом;
  • методов и задач синергетического подхода к культурным формам.

Публикации сотрудников по теме

Луняев Е. В. Нравственные идеи масонства в поэтическом творчестве М.М. Хераскова // Gratias Agimus. Философско-эстетические штудии: Сборник научных трудов в честь 70-летия профессора А. П. Валицкой. Т. 1. / Отв. ред. К. Г. Исупов, Л.Н. Летягин. — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — С. 124–135. (PDFPDF)(156 kb)
Светлов Р. В. Трудолюбивый Ориген; Комментарий // Ориген. Сочинения. — СПб: Амфора, 2007. — С. 3–17 (вступительная статья), 290–358 (комментарий).
Светлов Р. В. Мужи апостольские // Творения мужей апостольских. — СПб: Амфора, 2007. — С. 3–14.
Светлов Р. В. Другой Платон // Платон. Диалоги. — М.: Азбука, 2007. — С. 3-25.



НАПРАВЛЕНИЕ 1.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ



2008

Руководитель: Д. Л. Спивак



1.1. Культурный диалог и опыт социальных перемен: на пути к цивилизации будущего

В рамках данной темы проводилось изучение конституирующих признаков интенсивно развивающейся в настоящее время глобальной цивилизации будущего, по линии прежде всего категорий:
  • мобильности, обусловливаемой как экономическими, так и культурно-психологическими факторами;
  • мультикультурализма, естественно следующего из необходимости обеспечения социального мира в условиях резко возросшей мобильности;
  • «новой свободы» в ее четырех «ипостасях»: быть, действовать, передвигаться, знать и принимать новое;
  • новой организации профессиональных и жизненных стратегий, ориентированных, вместо «отсроченного потребления», на существование «здесь и сейчас» (что влечет за собой и переопределение базовых ценностей человеческого существования);
  • межкультурного диалога, служащего одним из ключевых средств переопределения, «остранения» и гармонизации ситуаций, в особенности пред/пост-конфликтных, либо потенциально стрессогенных. В теоретическом аспекте, изучение оптимальных путей упорядочения диалога основано на междисциплинарном, трансметодологическом подходе, при всемерном соблюдении прав и свобод человека.
Результаты исследования нашли отражение в концепции и программе II Российского культурологического конгресса c международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему», в ряде докладов и сообщений, представленных в рамках его пленарных и секционных заседаний, а также в концепции и отдельных главах первого тома («Теоретическая культурология») издаваемой отделением серии коллективных монографий «Фундаментальные проблемы культурологии».

Публикации сотрудников по теме:

Ендольцева Е. Ю. Памятники на войне // Коммерсантъ-Власть, 2008, № 35 (788) 08.09.2008.
Луняев Е. В. Cultural Pluralism in Enlightenment Philosophy: Ethical Aspects // Pluralisme et reconnaissance: Defis des particularismes et des minorites. — Paris: IIIT France, 2008. — P. 105–114.
Спивак Д. Л. Актуальные проблемы культурной политики // Системные исследования культуры. 2008. — C. 5–17. — СПб: Алетейя, 2008, с. 294–305.
Spivak D. L. Current issues in interreligious dialogue / Актуальные проблемы межрелигиозного диалога // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. М., РАГС при Президенте РФ, 2008, с. 304–307.

1.2. Реализация научно-исследовательской и научно-организационной программы под эгидой ЮНЕСКО «К новым парадигмам общения: философские и психологические аспекты динамики ментальности в информационном обществе».

Стратегической задачей данной программы является разработка фундаментальных аспектов новых парадигм общения в условиях резких сдвигов в ментальности современного общества в условиях как постсоветского, так и постиндустриального мира, проводимая при всемерном учете базовых положений культурной стратегии ЮНЕСКО. В рамках работы, проведенной в течение отчетного периода:
  • проведен систематический анализ направления и ближайших перспектив сдвигов ментальности в условиях современного мегаполиса (по линиям прежде всего модификации культурных норм, мутации механизмов социализации, адаптации, инкультурации, нарастания сциентизма, технологизма);
  • проведена делимитация «точек риска» и «точек роста» культурного процесса, сложившихся в рамках как формирующегося на наших глазах в глобальных масштабах постиндустриального, так и стремительно преобразующегося посткоммунистического общества;
  • проведено уточнение способов и путей, того, как идеи и практики, концепции и «хорошие практики» (‘good practices’), стратегии и сценарии «политики идентичностей» (‘identity politics’) современной концепции культурного многообразия участвуют в многосложном процессе модернизации культурного пространства;
  • выделены наиболее конструктивные методы и пути включения частных направлений культурной стратегии ЮНЕСКО в области многообразия (материальное и нематериальное наследие, «живые культуры», устойчивое развитие, межкультурный и межрелигиозный диалог) в ткань современной государственной культурной политики.
Результаты исследования нашли отражение в концепции и ряде ключевых глав коллективной монографии «Плюрализм и признание: Вызовы сепаратизмов и меньшинств» («Pluralisme et reconnaissance: Defis des particularismes et des minorites»), выпущенной отделением совместно с Центром исламской мысли Франции в Париже, в 2008 году, а также в постоянном разделе новостей нашей кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфике их культур и межрелигиозному диалогу, открытом в 2008 году в рамках международного альманаха «Русский мiръ. Пространство и время русской культуры».
Кроме того, они нашли отражение в тексте введения и концепции раздела III «Межрелигиозный диалог для межкультурного понимания (международное заседание кафедр ЮНЕСКО сети УНИТВИН по межрелигиозному диалогу)» выпущенной в 2008 году на базе РАГС коллективной монографии «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития».

Помимо того, выработана теоретическая концепция и программа международного сравнительно-сопоставительного проекта «Христианство и ислам в контексте современной культуры», проводимого с сентября 2008 г. совместно с исследователями кафедры ЮНЕСКО при Университете св.Иосифа (Бейрут, Ливан), при участии представителей целого ряда научно-исследовательских институтов С.-Петербурга, под эгидой ЮНЕСКО (контракт №8765458).
Дополнительной теоретической базой проекта являются Action 5 базовой культурной программы ЮНЕСКО “Содействие взаимопониманию и развитию межкультурного диалога и мира», рекомендации Всемирного доклада по культурному разнообразию (2008), доклада Альянса цивилизаций (2006), а также рекомендации Международной конференции по межкультурному и межрелигиозному диалогу для мира и устойчивого развития, проведенной в Москве в 2007 году при участии активно действующей на базе нашего отделения кафедры ЮНЕСКО компаративных исследований духовных традиций, их культур и межрелигиозного диалога.
В настоящее время, на базе теоретической концепции проекта ведется работа над программой международного семинара, намеченного к проведению на базе отделения, под эгидой ЮНЕСКО, в апреле 2009 года, а также интернет-публикацией его материалов.

Публикации сотрудников по теме:

Спивак Д. Л. UNESCO: ex Cathedra // Русский мiръ: Альманах. Вып. 1: Пространство и время русской культуры. — СПб.: Алетейя, 2008. — С. 16-17 (составитель раздела).
Спивак Д. Л. Актуальные вопросы государственной культурной политики // Фундаментальные проблемы современной культурологии. Том IV: Культурная политика. — СПб: Алетейя, 2008. — C. 5-17.
Spivak D. L. The first international meeting of the UNESCO chairs participating in the UNITWIN network on inter-religious dialogue for inter-cultural understanding / Первое международное заседание кафедр ЮНЕСКО сети ЮНИТВИН по проблемам межрелигиозного диалога для межкультурного понимания // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. М., РАГС при Президенте РФ, 2008, с.157-159 (соавт.: R.Guerreiro).

1.3. Онтологические проблемы повседневности: традиционное и современное общество

В рамках данной темы продолжена разработка весьма актуального круга тем, связанных с философией и психологией повседневности, предпринятая в рамках дихотомии традиционного и современного общества, прежде всего по линиям противопоставления:
  • стабильности-нестабильности, порядка-беспорядка («нового мирового беспорядка» по Л.Драккеру);
  • культуры труда — культуры повседневности, культуры сосредоточенности — культуры расслабленности («многовекорности» по С.С.Хоружему);
  • этики социальной и онтологической стратификации — этики «общества равных возможностей»;
  • культуры статики — культуры динамики (постоянного реформирования), с выходом на общие проблемы организации памяти социума (ориентация на запоминание — ориентация на забывание).

Публикации сотрудников по теме:

Магомедова А. А. Инфернальное в структурах повседневного // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: Эйдос, Астерион, 2008. — C. 165.

1.4. Pусская интеллектуальная элита XIX–XX веков: Православие и католицизм. Проблема межконфессионального перехода в духовных исканиях русской интеллигенции XIX века

В рамках данной темы проведено изучение мемуарной литературы, дневников и иных нарративных источников, представляющих проблему межконфессионального перехода, популярную для узкого круга русской интеллигенции середины и второй половины XIX века, и массово — в первой четверти XX века. Выделены три исторических волны переходов из православия в католицизм, имевшие как специфические особенности, так и общий культурно-психологический контекст.
Так, в среде великокняжеского двора зафиксированы как смена конфессиональной принадлежности в связи с женитьбой/замужеством, так и обратное — сохранение родовой веры при смене места жительства в иноверческую, как правило, европейскую страну и формирование вокруг персоны конфессиональной диаспоры. В дворянской и разночинной среде межконфессиональные переходы очевидно связаны с результатами духовных исканий, глубоким изучением философских и онтологических оснований нетрадиционных конфессий. Отчасти особенности этой категории характеризуются проникновением в Россию идей немецкой философии, масонской идеологии, отчасти связаны с элементами модности. Интересный вывод позволило сделать изучение дневников Е.П. Свечиной, представителя среднего образованного дворянства, — ее смена веры связана с отличием восприятия женщины в русской и европейской традиции. На данной основе, намечены дальнейшие перспективы исследования темы, а именно изучение социально-политического и философско-идеологического контекста, исследование бытовых и поведенческих аспектов жизни представителей русской интеллигенции XIX века.
Особого выделения заслуживает проблема межконфессионального перехода начала XX века — на первое место выходят политические тенденции, происходящие на пространстве Российской империи/СССР. Изучение мемуаров, писем и документальных источников периода Соловецкого лагеря особого назначения позволило выявить ситуации идейного сближения, взаимного проникновения и диалога представителей разных конфессий.
Результаты исследования нашли отражение в ряде научных статей, а также в концепции выставки «За Христа пострадавшие», обобщающей результаты научных исследований Церковно-археологического кабинета Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря (Архангельская обл., Соловецкий монастырь, 2008).

Публикации сотрудников по теме:

Луняев Е. В. Культурные традиции паломничества в контексте современных социокультурных процессов // Науки о культуре — шаг в XXI век: Сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых. — М.: РИК, 2008 (в печати) (PDFPDF)(148 kb)
Луняев Е. В. Современные стратегии организации паломничества и религиозного туризма на примере Северно-Западного региона России // Материалы Международного научного симпозиума «Время культурологии», посвященного 75-летию Российского института культурологии. — М.: РИК, 2008 (в печати) (PDFPDF)(168 kb)

1.5. Синергетический дискурс как модель гуманитарного знания современной эпохи

Основная задача исследования данной тематики состоит в обосновании методологического раздела теоретической культурологи, а именно в разработке приемов и методов верификации культурологических гипотез на практическом материале.
В качестве общего ориентира была принята так называемая «филологическая метафора» в культурологии, с дальнейшим ее уточнением в сторону «лингвистической метафоры». Как следствие, изучались возможности применения в рамках культурологической теории идей и методов психолингвистики, инженерной психологии, синергетической лингвистики — в частности, матрично-тезаурусной и фреймовой дескрипции описания, а также концепции интермедиальности, проявляющей черты глубокого соответствия некоторым разработанным в рамках теоретической культурологи понятий (прежде всего, трансметодологичности).

Публикации сотрудников по теме:

Тимашков А. Ю. К истории понятия интермедиальности в зарубежной науке // Фундаментальные проблемы современной культурологии. Том III: Культурная динамика. — СПб: Алетейя, 2008. — С. 112-119. (PDFPDF)(592 kb)

1.6. Феноменологический метод как базовая составляющая исследования комплексных явлений культуры

Основной задачей исследования было открытие методологического потенциала феноменологии в аспекте анализа комплексных явлений культуры. Заявленный создателем науки феноменологии Э. Гуссерлем особой статус знания, претендующий на универсальность, по-новому открывается через осмысление культуры как сложной самоорганизующейся системы. В качестве примера активного сотрудничества научных и художественных практик, образующих комплексные явления культуры, взято искусство неоавангарда, исток которого в особом видении проблемы бытия феноменов. В ходе анализа многообразия художественного опыта неоавангарда, показаны конкретные пути, которыми через возвращение к проблеме феноменов происходит обращение к структурам сознания человека (скрытым и явленным).
На основании проведенного исследования уточнены следующие понятия гуссерлианского феноменологического метода:
  • пределы и границы применения метода феноменологический дескрипции;
  • разновидности связей структур сознания человека и механизмов передачи художественного опыта в культуре;
  • типе внутренней связи, объединяющей через проблему бытия феноменов онтологические, этические и метафизические основания культуры.

Публикации сотрудников по теме:

Магомедова А. А. Я как объект феноменологического умыкания // Фундаментальные проблемы современной культурологии. Том III: Культурная динамика. — СПб: Алетейя, 2008. — С. 272-286. (PDFPDF)(592 kb)


© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»