САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

НАПРАВЛЕНИЕ 4.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема 4.1.
Социальные, исторические и политические основания культуры


2004

Руководитель: А. В. Конева

В рамках работы над темой поставлена проблема идентичности современного человека в динамически меняющейся картине мира, онтологических оснований и социокультурных форм реализации этой картины мира. Установлено, что в условиях изменения социальной реальности, разрушения и трансформации структур коммуникации на первый план выступает проблема самоидентификации человека, исследование которой является необходимым звеном построения новой культурной политики. В этой связи, особое внимание уделено дескрипции изменения «картины мира» и места в этой картине самого себя, состоянию и процессам самоидентификации личности в условиях деформации стабильных структур социальной реальности, роли воображения как механизма, строящего «образ Я» и «образ мира».
При изучении проблемы духовной идентичности и кризиса национальной идеологии в современной России целесообразным признано объединить ее разработку с программами «Европейские маршруты в России» и «Русские маршруты в Европе», выдвинутые при участии нашего отделения в качестве приоритетных по материалам проведения торжеств, посвященных трехсотлетию С.-Петербурга, и получившие поддержку Администрации С.-Петербурга. Соответственно, в рамках Седьмого международного философско-культурологического конгресса «Динамика ценностных ориентаций в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях», 30 августа, 2004 в Санкт-Петербурге проведен Круглый стол «Русские культурные маршруты в Европе: встречи времен и пространств» (координаторы — Д. А. Ивашинцев, Д. Л. Спивак).
При изучении коллизий художественной практики ХХ века, проведена разработка проблем экзистенциального опыта как дорефлективной данности, и «опыта культуры» как конфигурации форм фиксации «опыта жизни». В качестве приоритетной выделена и рассмотрена проблема пограничных состояний, «изведывания письмом и творчеством еще непережитого» (Ж. Батай), где происходит фиксация прежде нерасчленимого целого переживаний.
В рамках разрабатываемой концепции, экзистенциальный опыт располагается в пространстве жизненного мира, в то время как «опыт культуры» выписывается в «картину мира», где совершается «представленность» бытия в категориях субъект-объектных отношений. Категория «опыта жизни» основана на понимании экзистенции как проживания различных форм и состояний вхождения в мир. «Опыт жизни» как дорефлективная данность имеет синтетический характер, определяющий нерасчленимость его как целого: «опыт лишь описывает пережитое, а не истолковывает, не объясняет и не анализирует» (А. Камю). В силу этого данные опыта хорошо поддаются описанию, но сложны для аналитической обработки. Основу опыта составляет «истина психологическая», а не интеллектуальная, стремящаяся исчерпать, а не объяснить действительность.
Характер оформленности человеческой деятельности, сопровождающийся раскрытием мировоззренческой позиции и параметров мироощущения позволяет обнаружить и описать присущие той или иной эпохе закрепленные в опыте формы вхождения в мир. По замечанию М.Бланшо, «опыт высвобождает из смысла совокупность человеческих возможностей», т.е. позволяет бытию проявиться, обнаружив себя на феноменальном уровне. Через формы самореализации субъекта мир открывается и становится доступным для осмысления и описания. Мир как целостность обретается в опыте, и через него становится доступным для постижения.
В этой связи остро встает проблема «историчности опыта», обнаружения «эпох опыта», отрезков истории, где его структуры сохраняют относительную устойчивость, а также возможностей перехода от одной конфигурации опыта к другой, как в процессе индивидуальной эволюции, так и на уровне движения истории. Зависимость от параметров историко-культурной ситуации составляет сущностное свойство историчности опыта, являясь в то же время инструментом его изучения. «Писать историю» процесса субъективации — это писать историю «парадигмы опыта», которая и определяет его субъектность (Ж.Миле). Тем самым подчеркивается вписанность субъекта в культуру, его зависимость от социокультурных параметров жизненных ситуаций. Отсюда необходимость изучения опыта не только в контексте материально-технического и конкретно-образного наполнения той или иной культурной эпохи, но и с учетом параметров общекультурной картины мира, воссоздаваемой субъектом на его основе.

Публикации сотрудников по теме

Венкова А. В. Экзистенциалы и коды современной цивилизации: на пути к универсалистской парадигме // Дифференциация и интеграция мировоззрений: философский и религиозный опыт. Вып. 18. — СПб: Эйдос, 2004. — С. 101-113.
Конева А. В. Современное искусство в дебрях парадигмы удовольствий // Феномен удовольствия в культуре. 6–9 апреля. 2004 г. Материалы форума. — СПб.: Центр изучения культуры, 2004. — С. 155–160. (PDFPDF)(132 kb)
Конева А. В. Средний класс: мифология успеха // Вестник Самарского государственного университета. — Самара: Самарский государственный университет, 2004. — С. 30–46. (PDFPDF)(284 kb)
Луняев Е. В. Этос екатерининской эпохи // Дифференциация и интеграция мировоззрений: экзистенциальный и исторический опыт. Вып. 20. — СПб: Эйдос, 2004. — С. 356–373.



НАПРАВЛЕНИЕ 4.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема 4.1.
Социальные, исторические и политические основания культуры


2005

Руководитель: А. В. Конева

В рамках работы над темой поставлена проблема изучения социально-политических предпосылок и оснований современного состояния культуры. В современном обществе наблюдается разрушение прежних инфраструктур и, при недостаточной развитости новых, возникает социальный вакуум, который приводит к кризисным ситуациям во взаимоотношениях между государствами и этническими группами. В условиях изменения социальной реальности, разрушения и трансформации структур коммуникации возникает проблема самоидентификации человека, исследование которой является необходимым звеном построения новой культурной политики.
В рамках разрабатываемого подхода особое внимание уделяется исследованию процессов исторических трансформаций культурной матрицы современности. В период масштабных социокультурных изменений, образы мира конкретной культуры соотносятся с образом мира в его развитии — с «воображаемым истории». Как следствие, в фокус исследования попадают воображаемые структуры и мифологемы исторической науки, структуры концепций и приемы типологий, идеи движущих сил и мировых катаклизмов.
Разработанный подход к концептуализации очерченной выше проблематики был, в частности, предложен участникам Центрально-Азиатского субрегионального собрания кафедр ЮНЕСКО по межкультурному и межрелигиозному диалогу «Духовно-просветительские основы борьбы народов против экстремизма и терроризма» (Ташкент, Ташкентский исламский университет, 17-18 марта 2005), в ходе дискуссии по докладу Д.Л.Спивака. Материалы дискуссии легли в основу резолюции собрания, распространенной на межправительственном уровне.
Одновременно были исследованы процессы сознания человека с точки зрения динамики создаваемой его воображением «картины мира», и места в этой картине самого себя. Эта цель побудила критически изучить: механизмы формирования «образа Я» и «образа мира»; «воображаемое истории»; структуру социальных образов; динамику их функционирования в условиях кризисного состояния общества и культуры в целом; а также исследовать: механизмы функционирования стабильной системы социальной мифологии; формы фиксации социополитического опыта.
Рассмотрению этого комплекса теоретических, методологических и экзистенциальных проблем современной культуры с акцентом на их фундаментальном характере посвящены работы авторского коллектива. Собран и проанализирован материал, на основании которого подготовлено несколько научных статей, которые включены в тематический XXI выпуск Международных чтений по теории, истории и философии культуры «Динамика ценностных ориентаций в современной культуре.
В ином плане, применительно к фундаментальным проблемам исторической психологии и культурологии современного города, данная проблематика была разработана в рамках обобщающей монографии Д.Л. Спивака «Метафизика Петербурга: Французская цивилизация», выпущенной издательством «Алетейя» в 2005 году (объем 40 а.л.). Метафизика понимается в данном издании как трансперсональная семиотика, а российско-французские культурные контакты «петербургского периода» — как материал для отработки методов и подходов изучения культурной диффузии в условиях смежных, но неидентичных социополитических пространств.

Публикации сотрудников по теме

Венкова А. В. Культурные детерминанты вхождения России в Болонский процесс // Диалог культур 2005: горизонты гуманитарного знания. Материалы научно-практической конференции. 21 апреля 2005 г. — СПб: Астерион, 2005. — С. 130-133. (PDFPDF)(96 kb)
Конева А. В. Социальная идентичность в эпоху глобализации // Studia Culturae. Выпуск 7. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С. 25–34. (PDFPDF)(152 kb)
Луняев Е. В. Энциклопедия: екатерининское послесловие // Сборник ежегодной конференции-семинара молодых ученых «Науки о культуре — шаг в XXI век» / Ред. И.М. Быховская. — М.: РИК, 2005. — С. С.320–325. (PDFPDF)(152 kb)
Светлов Р. В. Философия западноевропейского средневековья. Учебник (в соавторстве) / Ред. Д.В. Шмонин. — СПб: СПбГУ, 2005. — С.78–100 (глава III: «Гностическая ветвь в философской культуре Средневековья»).
Тимашков А. Ю. Русские в Великобритании // Русские маршруты в Европе. Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, Смольный, 23–25 июня 2004 / Ред. А. Кобак, В. Багно, Н. Стругова. — СПб., 2005, с. 60–61.



НАПРАВЛЕНИЕ 4.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема 4.1. Социальные, исторические и политические основания культуры


2006

Руководитель: А. В. Конева

По данной теме основное внимание придавалось отражению социально-политического развития общества в культурной рефлексии, рассматриваемом через призму концептуального понятия «воображаемое истории». Философия истории представляет особенный интерес для теоретической культурологи с точки зрения анализа работы структур воображения, потому что этот анализ позволяет проследить, каким образом ментальная схема оформляет события, которые должны стать историческими, как функционирует структура, создающая из разрозненных фактов стройную теорию. Осмысление истории всегда включено во временной контекст, поэтому естественно обращение к мифологическим структурам понимания времени. Время картины мира, индивидуальное для меня, становится историческим, если угол зрения расширяется (или, иными словами, происходит сдвиг от «малого времени» (по Ф.Броделю) — к «большому». При анализе концепций, обосновывающих периодизацию истории культуры, исследовательский коллектив пришел к выводу, что именно мифологема времени («теория участника событий») становится определяющей идеологемы социума («теорию исследователя»).
Первым моментом анализа исторического времени становится гипотеза прошлого. Прошлое предстает перед аналитиком веером фактов, неоспоримым критерием анализа которых является их положение на оси времени. Вторым моментом анализа истории выступает гипотеза будущего, равно присутствующая в схемах замкнутого и разомкнутого времени. Смысл закона — в повторяемости и предсказуемости, поэтому любая воображаемая схема истории задана моделями объяснения и прошлого, и будущего. Таким образом, существенным сбоем при изучении истории с позиций синтезирующей деятельности воображения становится соблазн выделения ритма истории, или ее цикла. Гипотеза философии истории, стремящейся увидеть смысл исторического процесса, выявить его закономерность, определить движущие силы может быть любой, однако именно выделение повторяющегося, схема цикла позволяет сделать вывод о существовании закона. Как философия истории, исповедующая идею прогресса, так и философия истории, подверженная эсхатологическим чаяниям или находящаяся под обаянием идеи вечного возвращения, действует сходным образом, пытаясь выявить повторение временных промежутков и, одновременно, противопоставляя фазы цикла друг другу.
Воображаемое истории, в свою очередь, определяет картину мира и образ «я» конкретной исторической эпохи, что очевидно особенно в эпоху динамических изменений культуры. Для современной культуры нервом становится анализ настоящего, пропитанный столь стремительно нарастающими тенденциями глобализации и контакта (континуума «конфликт-слияние») культур, что гипотезы прошлого и будущего отступают на второй план. Установлено, что в динамике современного исторического процесса социальное воображение оказывается перед необходимостью создания новых структур, достаточно подвижных, чтобы объяснить неуверенное настоящее. В контексте перемен (экономических, социальных, интеллектуальных, экологических) именно настоящее становится ценностью. Именно этим определяется формирование новых образов, которыми оперирует социальное воображение: свобода и знание позволяют достичь авторитета и признания.
Проведена дескрипция общезначимого для современных культур процесса, суть которого состоит в том, что с тенденцией к глобализации происходит разрушение прежних инфраструктур и, при слишком большой скорости развития новых, возникает социальный вакуум, который приводит к кризисным ситуациям. В условиях изменения социальной реальности, разрушения и трансформации структур коммуникации по-новому ставится проблема самоидентификации человека, разрушается устоявшаяся система социальной мифологии и появляются новые культурные коды, которые должны сложится в новую систему социальных мифов. Проведено описание новых каналов трансляции знаний — универсального символического капитала, который позволяет обрести необходимую мобильность и независимость от устоявшейся национальной культурной специфики.
Особое место в работе по данной теме заняла разработка проблем и перспектив отечественной культурной традиции, с учетом культурного наследия прошедших эпох. В этом плане, проведено изучение актуальных аспектов картины мира первой русской эмиграции (Д.А.Ивашинцов). На этой базе подготовлена концепция и программа публикации неизвестных текстов русского зарубежья. В качестве первого шага, за отчетный период был заключен договор с Российской национальной библиотекой (РНБ) на совместную подготовку и издание рукописи воспоминаний Р. фон Раупаха — одного из высших сановников Российской империи, позднее — члена чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Охватывая период с 1905 по 1935 год, рукопись представляет собой первостепенный, ранее неизвестный исторический документ. Она была передана для помещения в отдел редких рукописей Российской национальной библиотеки и публикации в РФ дочерью Р. фон Раупаха — Н. П. Рождественской.
Более ранние исторические пласты включения отечественной культуры в исторический процесс стали предметом исследования Л.Н.Летягина. Предметом анализа стала классическая русская усадьба, как феномен конструктивного сопряжения природы и культуры, личности и общества; а также экономические проекты русских помещиков, как феномен культурной мысли российской истории. Данное направление разрабатывалось в творческом сотрудничестве с Обществом изучения русской усадьбы (Москва).

Публикации сотрудников по теме

Конева А. В. Культурология моды // Mатериалы конференции «Мода в контексте культуры». — СПб: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПб ГУ КИ), 2006. — С. 180–187.
Конева А. В. Стратегии авторства в современной мировой моде // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов / The First Russian Congress in Cultural Research. Programme. Report Summaries. — СПб: Эйдос, 2006. C. 136.
Конева А. В. Проблемы идентичности в динамике современного исторического процесса / Issues of Identity in the Dynamic of Contemporary Historical Processes // Единство и многообразие в религии и культуре. Философские и психологические корни глобальных противоречий / Unity and Diversity in Religion and Culture. Exploring the Psychological and Philosophical Issues underlying Global Conflict // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 22 / International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. 22. — СПб: Эйдос, 2006. — P. 195–201.
Луняев Е. В. Воспитание «в-традиции» или «исповедание» культуры / Formation in Tradition or Profession of Culture // Единство и многообразие в религии и культуре. Философские и психологические корни глобальных противоречий / Unity and Diversity in Religion and Culture. Exploring the Psychological and Philosophical Issues underlying Global Conflict // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 22 / International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. 22. — СПб: Эйдос, 2006. — P. 202–208.
Луняев Е. В. «Путешественность» как средство нравственного самосовершенствования / Traveling as a instrument of moral self-perfection // Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма: Итоги международной конференции. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. — С. 100-102. (PDFPDF) (148 kb)
Луняев Е. В. Pluralism in Enlightenment Philosophy: Ethical Aspects / Pluralisme dans la Philosophie des Lumieres// Pluralisme et Reconnaissance / Pluralism and Recognition. Programme. — Paris: 5e Congres des Chercheurs de l’Islam / 9e Congres International sur la Philosophie et la Culture, 2006. — P.34–35.
Магомедова А. А. Негативные тенденции современной культуры / Negative Tendencies of the Modern Culture // Единство и многообразие в религии и культуре. Философские и психологические корни глобальных противоречий / Unity and Diversity in Religion and Culture. Exploring the Psychological and Philosophical Issues underlying Global Conflict // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 22 / International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. 22. — СПб: Эйдос, 2006. — P. 177–180.
Светлов Р. В. Плотин и мировая философия.// Академия, 2006, Вып.6. (соавт.: с Цыб А.В.).
Светлов Р. В. Плотин. Пространство самосознания. // Академия, 2006, Вып.6.
Светлов Р. В. Пирр и военная история его времени. СПб, 2006.
Спивак Д. Л. Актуальные проблемы теории культурной политики // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов / The First Russian Congress in Cultural Research. Programme. Report Summaries. — СПб: Эйдос, 2006. — С. 410.
Цапу А. Б. Культура в социальном поле потребительского поведения // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов / The First Russian Congress in Cultural Research. Programme. Report Summaries. — СПб: Эйдос, 2006. — С. 390.



НАПРАВЛЕНИЕ 4.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема 4.1.
Социальные, исторические и политические основания культуры


2007

Руководитель: А. В. Конева

В рамках указанной темы проводилась разработка фундаментальных проблем, определяющих базовое содержание и иссследовательские стратегии на поле исторической культурологии. Особое внимание уделяется:
  • формам и способам отображения социально-политического развития общества в культурной рефлексии, рассматриваемой через призму концептуального понятия «воображаемое истории»;
  • систематическому сопоставлению культурной динамики в пространственно-временных рамках «малого» и «большого» хронотопа (в терминах Броделя-Бахтина);
  • путям и характеру встраивания экологического, информационного, виртуального типов дискурса в культурные парадигмы и сценарии;
  • общему и особенному в развитии «русского мира» на различных этапах его исторического бытия.

Публикации сотрудников по теме

Спивак Д. Л. Метафизика Петербурга: Историко-культурологические очерки. — СПб: Алетейя, 2007. — 40 а.л. — в печати
Spivak D. L. Cooperation of UNESCO Chairs dedicated to Inter-Cultural and Inter-Religious Dialogue: Problems and Prospects // Caucasus — Perspectives of Intercultural Dialogue. — Tbilisi: State University of Tbilisi, 2007 — в печати
Конева А. В. Сочинители сказок: о перспективах архетипического маркетинга в сфере фэшн // Мода в контексте культуры. Сборник статей второй научно-практической конференции. Выпуск 2. СПб, 2007
Конева А. В. От точки зрения к панораме взгляда // Интеллигенция в диалоге культур. Сборник материалов научной конференции. — Москва, 2007.

Особое направление исследований составила разработка раздела «Религиозные основания российской культуры в контексте современной культурной политики РФ», в рамках темы «Социальное воображение в контексте культурных перемен: стратегии управления и тактики манипулирования». В рамках разработки указанного раздела, был проведен сравнительный анализ программ и маршрутов современных туристских фирм и паломнических служб РФ, позволивший уточнить ключевые модели/стратегии организации паломничества и религиозного туризма:

  • организация поездок с посещением комплекса святынь/религиозных объектов (Новгородская земля, Псковская земля, монастыри Приладожья);
  • организация посещения с целью поклонения/осмотра одной святыни/объекта в день памяти или восстановления «исторической правды» (Тихвинская икона Божьей матери, мощи царской семьи в Петропавловском соборе, день памяти Иоанна Кронштадтского);
  • организация глубокого погружения в монастырскую жизнь/в исторический опыт (Соловецкий монастырь, Валаам).
В качестве ведущей тенденции современного религиозного туризма определена комбинация элементов трех указанных моделей/стратегий, направленная в конечном счете на максимальную реализацию туристского потенциала объекта. Актуальность темы была подчеркнута характерным для государственной культурной политики РФ последних лет переносом внимания на разработку культурно-рекреационного и духовного потенциала Северо-Запада, в первую очередь, трассы Москва–Петербург, южного Приладожья, русского Севера в целом.

Публикации сотрудников по теме

Луняев Е. В. Современные стратегии организации паломничества и религиозного туризма на примере северно-западного региона России // Время культурологии. Материалы международного научного симпозиума (Москва, РИК, 24–26 мая 2007). — М.: РИК, 2007.



2008

Руководитель: А. В. Конева



4.1.1. Социокультурная реальность современного гуманитарного знания

При разработке данной темы, исходной точкой послужил инновационный характер процессов в области гуманитарного знания, обусловленный происходящими в современном мире изменениями, заключающимися прежде всего в:
  • сдвиге от материалистических ценностей к постматериалистическим, от «качества бытия» — к «качеству жизни»;
  • сдвиге к системе цивилизационного и ценностного плюрализма, осмысленного ЮНЕСКО как сдвиге от Культуры — к культурам. Как следствие, происходит интенсивная переработка жизненных стратегий, по линии как их обогащения/плюралистичности, так и обеднения/примитивизации, с соответственной перестройкой культурных кодов;
  • переходе к «новой чувствительности», характеризуемой «недифференицированным видением мира» по Ф. Джеймсону. Субъект постматериалистической эпохи погружен в бесконечное настоящее, без прошлого и будущего;
  • сохранении целого ряда культурных форм и модусов взаимодействия между людьми. Общая закономерность здесь состоит в том, что культурные коды отстают от формирующихся экзистенциалов. Отстает и культурная рефлексия, нуждающаяся в опоре на символически кодированное описание действительности.
На этой основе решен ряд задач теоретико-методического характера современного гуманитарного знания, прежде всего по линии:
  • новых технологий интеллектуальной коммуникации в условиях глобального мира;
  • новых социальных ролей, знаний, умений и навыков интеллектуалов в современном мире;
  • новых форм и методов личностно-ориентированного обучения и интеллектуального развития.
Результаты исследования нашли отражение в концепции и программе научно-образовательного модуля II Российского культурологического конгресса c международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему», в ряде докладов и сообщений, представленных в рамках его пленарных и секционных заседаний, а также в концепции вариативного образовательного модуля для магистратуры «Технологии интеллектуальных коммуникаций» Инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И.Герцена «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» (2007-2008).

Публикации сотрудников по теме:

Пиотровский Р. Г. Технологии культурологических исследований // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: Эйдос, Астерион, 2008. — C. 108.
Пиотровский Р. Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении). Издание 2-е, испр. и доп. — СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. — 184 с. (= www.silod.org)

4.1.2. Социальное воображение в контексте культурных перемен: стратегии управления и тактики манипулирования

В рамках данного направления проведена разработка проблемы паломничества, в последнее десятилетие принявшего форму культурной тенденции. Исследование культурных традиций паломничества в контексте современных социокультурных процессов позволило выявить главную задачу современного православного паломничества — с одной стороны, возродить отечественную традицию поклонения святыням, а, с другой стороны, стать соединительным звеном между церковью и обществом, используя в своей работе современные возможности, наиболее ярко воплотившиеся в туристской отрасли.
Паломничество, поклонение святыням — это значимая составляющая полноценной духовной жизни общества. И это дело нужно развивать, учитывая с одной стороны тысячелетнюю паломническую традицию русской православной церкви, а с другой стороны — сложившуюся современную практику организации туризма, что оставит доступ к историко-культурным объектам представителям разных иных конфессий и людям, находящимся вне религии. Общий контекст данной тенденции составляют понятия культурного туризма и эко-туризма, включенные в культурную стратегию ЮНЕСКО на современном этапе.
Отдельно были рассмотрены современные стратегии организации паломничества и религиозного туризма на примере Северно-Западного региона России. Собственно, паломничество в логике исследователя понимается как «благочестивое хождение ко святым местам» с целью поклонения святыням (чудотворными иконами, мощами, и т.п.), получения духовного совета и поддержки старцев (в этом смысле термин «паломничество» смыкается с ныне забытым понятием «поклонничество»).
Сравнительный анализ предложений современных туристских фирм и паломнических служб позволил сформулировать основные модели/стратегии организации паломничества и религиозного туризма:
  • организация поездок с посещением комплекса святынь/религиозных объектов (Новгородская земля, Псковская земля, монастыри Приладожья);
  • организация посещения с целью поклонения/осмотра одной святыни/объекта в день памяти или восстановления исторической «правды» (Тихвинская икона Божьей матери, мощи царской семьи в Петропавловском соборе, день памяти Иоанна Кронштадтского);
  • организация глубокого погружения в монастырскую жизнь/в исторический опыт (Соловецкий монастырь, Валаам).
Ведущей тенденцией современного религиозного туризма можно обозначить комбинацию элементов всех трех моделей организации паломничества и религиозного туризма для максимальной реализации туристского потенциала объекта. Так, для привлечения туристов в регион туристские фирмы предлагают помимо посещения главного религиозного объекта/системы объектов посещение событийных мероприятий, объектов общекультурного значения, включение в программу экскурсий других близлежащих религиозных святынь, погружение в историю и природную среду области.
Отмечен огромный потенциал всего Северо-Западного региона именно в области паломничества и религиозного туризма, что вывело наше исследование к проблемам теоретической регионалистики. Маршруты по храмам Санкт-Петербурга, Пскова, Новгорода, Валаама и Соловецких островов уже стали традиционными. С 2000-х годов внимание государства, православной церкви и туристских фирм обращено к освоению пространств русского Севера, Приладожья, трассы Москва–Санкт-Петербург.
Результаты исследования нашли отражение в концепции и программе исторического модуля II Российского культурологического конгресса c международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему», в ряде докладов и сообщений, представленных в рамках его пленарных и секционных заседаний, а также в концепции тома «Историческая культурология» серии коллективных монографий «Фундаментальные проблемы культурологии», изданной отделением в 2008 году.
Кроме того, они нашли отражение в концепции и программе Регионального тренинга ЮНЕСКО/ИКОМ для государств-участников СНГ «Управление музеем» (Санкт-Петербург, 29 июня — 6 июля 2008)

Публикации сотрудников по теме:

Ивашинцов Д. А. Технологическая сингулярность и культура // Фундаментальные проблемы современной культурологии. Том IV: Культурная политика. — СПб: Алетейя, 2008. — C. 110-120. (PDFPDF)(172 kb)
Конева А. В. Модный бренд в эпоху глобализации: особенности национальной коммуникации // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: Эйдос, Астерион, 2008. — C. 244.
Ляшко А. В. Туризм в контексте постиндустриального общества: к пониманию перспектив музея // Музей и проблемы «культурного туризма»: Материалы VI Круглого стола. — СПб: Государственный Эрмитаж, 2008. — С.43–47. (PDFPDF)(164 kb)

4.1.3. Проблема национальной идентичности в современной России

В рамках данной темы проведено изучение ряда актуальных проблем национальной политики в современной России:
  • соотношение между традицией и инновацией в массовом сознании россиян;
  • соотношение между имперской, советской и либерально-демократической моделями идентичности;
  • соотношение между западнической и славянофильской моделями идентичности в современный период;
  • соотношение между эволюцией и революцией в национальном сознании россиян.
На этой основе проведено уточнение культурологического содержания концепции государственной национальной политики РФ.
Материалы исследования нашли отражение в концепции тома «Культурная политика» серии коллективных монографий «Фундаментальные проблемы культурологии», изданной отделением в 2008 году, а также ряде научных статей и сообщений.

Публикации сотрудников по теме:

Летягин Л. Н. Русский мир: феномены сопредельности // Русский мир, 2008, №2 (в печати)

4.1.4. Культура российских диаспор за рубежом: проблемы и перспективы

В рамках данной темы проводилось изучение проблем и перспектив сохранения и развития культуры российских диаспор за рубежом. Выделена базовая проблема, состоящая в неразработанности темы диаспор в национальном сознании россиян. Между тем, круг русскоязычного мира существенно сузился с начала перестройки под давлением новых вызовов — от депопуляции до информатизации (англоязычного интернета). В качестве базового средства оперативной коррекции ситуации выделено налаживание межкультурного диалога с использованием всех преимуществ современной цивилизации. В теоретическом плане, основным ориентиром выдвинуто оформление «русского мира» как неполитического, культурного образования, служащего основной формой развития российской культуры в условиях зарубежья.
Результаты исследования нашли отражение в концепции и программе международного альманаха «Русский мiръ. Пространство и время русской культуры» (420 с.), первый номер которого был выпущен в отчетном, 2008 году, на базе издательства «Алетейя», а также в концепции и программе модуля «Актуальные проблемы духовной культуры «русского мира» II Российского культурологического конгресса c международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему», в ряде докладов и сообщений, представленных в рамках его пленарных и секционных заседаний, проведенных на базе Русской христианской гуманитарной академии.
Помимо того, результаты исследования нашли отражение в теоретической концепции сайта Международной ассоциации «Русский мир» (www.russkyformat.ru), оказывающей непосредственное формирующее влияние на культуру российских диаспор за рубежом.


4.1.5. Серия монографий «Русские эмигранты первой волны: жизнь и творчество»

В рамках данной темы продолжена разработка концепции и структуры серии монографий «Русский мiръ», издаваемой в С.-Петербурге на базе издательства «Алетейя» под общей редакцией в.н.с. Д.А.Ивашенцова.
В ходе отчетного периода выпущены в свет следующие издания:
  • Е.И.Вощинина, В.И.Пызин. Мозаика прошлого. — СПб.: Алетейя, 2008. — 207 с.
  • О.Марголина. Женщина и плотина. — СПб.: Алетейя, 2008. — 288 с.
Проводится редакционно-издательская подготовка дальнейших выпусков данной серии.

4.1.6. Актуальные проблемы регионалистики

В рамках данной темы проведено систематическое изучение базовых проблем современной теоретической регионалистики на примере Северо-Западного региона на протяжении т.н. «петербургского периода» российской истории. В качестве конкретного объекта изучения были избраны ключевые культурные партнеры петербургской традиции — «немецкий мир» и «французская цивилизация». Проведено систематическое описание их взаимодействия с «петербургским мифом» на всем протяжении его исторического развития.
В качестве дополнительного раздела, проведено описание вхождения субстратных культур в состав культуры ад- либо суперстратной. В случае Петербурга, эту роль играли в первую очередь финская (ижорская, водская, карельская, финская-эвремейсет, финская-савакот), шведская и русская православная (преимущественно в новгородском региональном изводе) культуры.
На этой основе намечены способы теоретической дескрипции культурных влияний разного типа и их учета в контексте современной региональной политики. Результаты исследования нашли отражение в монографии Д.Л.Спивака ««Метафизика Петербурга: Историко-культурологические очерки» (40 п.л.), подготовленной к изданию на базе издательства «Алетейя».
В качестве поисковой темы, в рамках научной работы Е.Ю.Ендольцевой, совместно с научно-исследовательскими и научно-образовательными центрами республики Абхазия (в первую очередь, Управлением по охране памятников при Министерстве культуры Республики Абхазия, а также Абхазским Институтом гуманитарных исследований), начат сбор материалов по сохранившимся на территории данной республики объектам культурного наследия (общее их количество составляет около 2000 единиц). По результатам работы составлена аналитическая справка, представленная в Национальную комиссию по делам ЮНЕСКО, а также проведен ряд устных докладов на конференциях в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (Москва), Университете г.Фрайзинг (Германия), и пр.

Публикации сотрудников по теме:

Ендольцева Е. Ю. Каменные рельефы крепости Анакопия и архитектурная пластика Абхазского царства: к постановке проблемы» // Византийский Временник, 2008 (в печати)
Ендольцева Е. Ю. Христианские святыни западной и центральной Абхазии // "Новый взгляд", 2008, март — С. 12-20.
Ендольцева Е. Ю. Христианская культура Абхазского царства: проблемы изучения // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: Эйдос, Астерион, 2008. — C. 452.

4.1.7. Становление и развитие локальных культуроформирующих процессов севера Pоссии

В рамках данной темы было проведено обследование архивных материалов Церковно-археологического кабинета Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Основной вывод состоит в том, что пространство Соловецкого монастыря было открытым для диалога конфессий, идей как в XVIII-XIX веке, так и — в особом прочтении — в веке XX.
На основании обзора архивных материалов, намечены наиболее конструктивные направления научно-исследовательской их разработки:
  • значение Соловецкого монастыря как духовного, культурного, военного и политического центра русского Беломорья;
  • специфика монашеского уклада Соловецкого монастыря и культурные связи беломорского региона в XI–XIX вв.;
  • роль заключенных Соловецкого лагеря особого назначения в развитии краеведения, литературоведения, химии, физики и других отраслях науки;
  • проблема сохранения, презентации и популяризации наследия Соловецких островов в XXI веке, феномен частного музея в современной инфраструктуре Соловков (на примере Морского музея).
Результаты исследования доложены в виде докладов Е.В.Луняева на Международной научно-практической конференции «Музей и образование: история и современность» (Санкт-Петербург), а также нашли отражение в концепции выставки «За Христа пострадавшие», посвященной Соловецким новомученикам, и обобщающей результаты научных исследований Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря.

Публикации сотрудников по теме:

Луняев Е. В. Современные стратегии организации паломничества и религиозного туризма на примере Северно-Западного региона России // Материалы Международного научного симпозиума «Время культурологии», посвященного 75-летию Российского института культурологии. — М.: РИК, 2008 (в печати)

НАПРАВЛЕНИЕ 4.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема 4.2.
Психологические, семиотические и лингвистические основания культуры


2005

Руководитель: Р. Г. Пиотровский

В рамках направления разработана методология выявления базовых синергетических механизмов языка и речи. Найдены дополнительные свидетельства в пользу того, что синергетика, предметом которой является отыскание универсальных оснований категорий порядка и хаоса, а также констатация неопределенности первопричины самоорганизации, становится универсальным методом описания процессов самоорганизации в самых разных сферах бытия, предоставляющим основание для построения унифицированной гуманитарной картины мира.
В рамках темы продолжен поиск психологических оснований социальной идентичности человека в мире. В рамках принятого направления разработаны базовые положения «Я-концепции», как одного из элементов структуры личности человека. Это понятие встраивается в систему общепсихологического теоретического знания (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, М. Заваллони и пр.). С другой стороны, идентичность понимается как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью, и является социологическим понятием (В.Ядов, А. Тешфел, П. Бергер и Т. Лукман и др.). По сути, социальная идентичность — это форма самоописания, самопрезентации, принимаемая человеком при установлении типа своей отнесенности к внешнему миру. Она выступает, наряду с «общечеловеческой» и «личностной» идентичностью, в качестве когнитивной структуры, в которой причудливо соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного индивида в социуме.
Помимо того, продолжено изучение базовых не только для речи, но и для семиотической деятельности в целом, опытно-экспериментальное лингвостатистическое исследование механизмов синергетической изменчивости словаря естественного языка и содержащейся в нем «картины мира», в необычных и/или экстремальных условиях, обусловленных выраженным стрессом при проведении общественно-целесообразной деятельности. На основании расчета ряда базовых лингвостатистических индексов (Ципфа, Хердана, и пр.), уточнены границы неизменности и вариативности речи на базе частотного словаря спонтанной речевой продукции, в норме и патологии. С наибольшей систематичностью разработанный в исследованиях нашего отделения подход к синергетике речи, «картины мира» и семиозиса в целом в условиях выраженного стресса был изложен и представлен научной общественности в обобщающей монографии Р. Г. Пиотровского «Лингвистическая синергетика текста», выпущенной в свет Минским государственным лингвистическим университетом в 2005 году.

Публикации сотрудников по теме

Пиотровский Р. Г. Лингвистическая синергетика текста. — Минск: Минский государственный лингвистический университет, 2005. — 160 с.
Спивак Д. Л. От проблемы истолкования в психоанализе — к проблеме истолкования религиозного текста // Религиоведение, 2005, №2, с. 88-97 (соавт.: Коваль А.Н., Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М.).
Спивак Д. Л. Патологии речемыслительной деятельности и их лексико-статистические и информационные корреляты // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков. Тольятти, Тольяттинский государственный университет, 2005, с.3-8 (соавт.: Гурко Ю. А., Ковалева О. Н., Пиотровская К. В., Пиотровский Р. Г., Романов Ю. В.).
Тимашков А. Ю. Интертекстуальность прозы Обри Бердслея (к проблеме синтеза культурных традиций в литературе английского модерна) // Компаративистика: современная теория и практика. Материалы международной конференции и XIV Съезда англистов. 13–15 сентября 2004 г., Самара. — Самара, 2005. — С.15-21. (PDFPDF) (116 kb)



НАПРАВЛЕНИЕ 4.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема 4.2.
Психологические, семиотические и лингвистические основания культуры


2006

Руководитель: Р. Г. Пиотровский

При работе по данной теме было завершено проведение массового обследования сравнительной религиозности молодых россиян и американцев, проводившееся по специально организованной программе, совместно с религиозными психологами Лесли-колледжа Кембриджского университета (США) по методике Дж.Касса «Инспирит», адаптированной на русском языковом и психологическом материале по согласованию с автором и в сотрудничестве с ним. Общий вывод исследования состоит в отсутствии существенных (статистически достоверных) различий между двумя популяциями, что свидетельствует в пользу отсутствия серьезных препятствий по линии глубинных религиозно-психологических установок в интеграции современной РФ в глобальное культурное пространство. Данный вывод представляется весьма конструктивным как при обсуждении цивилизационного статуса современной России, так и при разработке более глубинных проблем, связанных со структурой смысложизненных ориентаций населения развитых стран в целом.
Второй блок исследования состоял уточнении семиотических и синергетических особенностей динамики не только лексики, но и малого синтаксиса русского, французского, франко-креольского и др. романских и германских языков в норме и патологии, с перспективой использования этих результатов для машинной переработки деловых, научно-технических текстов, решения задач преподавания языков, а также создания тезаурусов крупных предметных областей — в первую очередь, культурологии.
Разработанная и примененная нами на материале указанных языков модель является: строго формальной в силу ее ориентации на лингвостатистическую методологию; содержательной, в силу ее ориентации на тезаурусное знание и структуру «картины мира», в свою очередь, насыщенную общекультурными коннотациями; инновационной, как следствие ее ориентации на включение синергетических моделей и подходов.

Публикации сотрудников по теме

Вдовенко А. Е. Болевая терапия как средство регенерации культуры // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов / The First Russian Congress in Cultural Research. Programme. Report Summaries. — СПб.: Эйдос, 2006. — С. 131.
Пиотровский Р. Г. Парадигма экспериментально-доказательной лингвистики в контексте современной культурологии // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов / The First Russian Congress in Cultural Research. Programme. Report Summaries. — СПб: Эйдос, 2006. — C. 197.
Пиотровский Р. Г. Automatic Analysis and Synthesis of Speech in Teaching Philologists the Principles of Mathematics and Informatics // SPECOM'2006 Proceedings. — St. Petersburg: Anatolya Publishers, 2006. — Р.19 (соавт.: Piotrowska X., Romanov Yu.). Пиотровский Р. Г. Linguistic automaton // Quantitative Lnguistics and Informational Theory. Berlin-NY: de Gruyter, 2006 (соавт.: Belayeva L.).
Пиотровский Р. Г. O problem? vital?ocrotirea limbii romane in Republica Moldova // Via?a de pretutin-deni. Anul II, No. 3–7. — Arad: Editur? Via?a ar?dean?, 2006.
Пиотровский Р. Г. Pathological Text and its Statistical Parameters: An Automatic Text Processing Oriented Research // International Journal of Translation. Vol. 18, No. 1-2. — New Delhi: Bahri Publications, 2006, P. 25 (соавт.: Piotrowska X., Piotrowska W., Romanov Yu.).
Пиотровский Р. Г. Quantitative Linguistics and Informational Theory // Quantitative Linguistics and Informational Theory. — Berlin-NY: de Gruyter, 2006.
Соколова И. Б. Феноменологический подход к анализу произведений культуры // Культурологические исследования ‘06. — СПб: Астерион, 2006. — С 73–75. (PDFPDF)(132 kb)
Спивак Д. Л. Базовые факторы индукции измененных состояний сознания // Психологический журнал, 2006, Т.27, №3. — С.78–85 (соавт.: Груздев Н. В.).
Тимашков А. Ю. Интермедиальность как свойство текста и способ прочтения (к определению понятия) // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов / The First Russian Congress in Cultural Research. Programme. Report Summaries. — СПб: Эйдос, 2006.– С. 159.



НАПРАВЛЕНИЕ 4.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема 4.2.
Психологические, семиотические и лингвистические основания культуры


2007

Руководитель: Р. Г. Пиотровский

В рамках указанной темы продолжено систематическое изучение психологических оснований современной культуры и их семиотических коррелятов. В 2007 году проведена разработка:
  • конкретного потенциала «лингвистической», «филологической», «информационной» и «компьютерной» метафор в формировании теоретического аппарата современной культурологии;
  • углубленного экспериментального изучения культурно-психологических и религиозно-психологических ориентаций современного человека в их неотъемлемой связи с доминирующими способами означивания культурного опыта и рефлексии. Проведено экспериментально-психологическое описание путей сложного взаимодействия религиозно-психологических ориентаций, признаков измененных состояний сознания, и невротизации при стрессах у молодых людей, сравнительно с аналогичными процессами у долгожителей;
  • содержания и границ креолизации, как базового способа включения кодов и текстов культуры в процесс современной глобализации. Данный феномен изучался на базе англо-, а также романо-креольских языковых образований;
  • путей и конкретных форм адаптации современных естественнонаучных методов к нуждам гуманитарных дисциплин, разработанная на конкретном материале внедрения методологии синергетического дискурса в контекст современной культурологи.

Публикации сотрудников по теме

Летягин Л. Н. Алфавиты флоры в контексте функциональной эстетики //  Gratias agimus: Философско-эстетическ. штудии: Сборник научных трудов в честь 70-летия проф. А. П. Валицкой. – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — С. 92-107.
Пиотровский Р. Г. Доказательно-экспериментальная парадигма современного языкознания // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (9-11 октября 2007). — Тольятти: ТГУ, 2007. — С. 5-12.
Пиотровский Р. Г. Лингвистическая синергетика: исходные положения, первые результаты, перспективы. — СПб: Филологический факультет СПб ГУ, 2006 (фактический год выпуска: 2007). — 160 с.
Пиотровский Р. Г. Статистические модели текста и опыт их лингво-синергетического анализа" // НТИ, Серия 2, 2007, №8. — С.1-11. Спивак Д. Л. Религиозно-психологические аспекты старения: новые данные // Религиоведение, 2007, №4 — в печати.
Тимашков А. Ю. Зарубежные и отечественные интермедиальные исследования // Время культурологии. Материалы международного научного симпозиума (Москва, РИК, 24-26 мая 2007). — М.: РИК, 2007 — в печати.
Тимашков А. Ю. Битекстуальность в творчестве Обри Бердслея // Acta Litteraria Comparativa, 2007, №2 (Kult?ros intertekstai). — С. 148-157. (PDFPDF)(148 kb)



2008

Руководитель: Р. Г. Пиотровский



4.1. Феномен ментальности: онтологический и метафизический анализ

В рамках данной темы прежде всего рассматривалась архетипичная для культуры попытка элиминировать идею конечности бытия в опыте живущих, предлагая формы преодоления присутствия смерти как абсолютного «Другого». Выделен ряд культурно-психологических стратегий, нацеленных на проведение в жизнь указанной установки:
  • отрицание феномена человеческой исключительности. Речь идет о критике антропоцентризма, осмысленного как историческая ошибка европейского разума. В качестве «Другого» здесь выступает животное, относящееся к сообществу себе подобных, проинтерпретированному как равноценное человеческому. Множество трансгрессивных жестов направлено на решение проблемы диалога с животным как носителем «другой», нечеловеческой экзистенции. Одна из первых и самая известная попытка такого рода — перформанс Й.Бойса «Я люблю Америку и Америка любит меня» (Перформанс в галерее Рене Блока, Нью-Йорк, 1974). Разыгрывание темы животного как Другого продолжено в ряде более современных акций. Животный мир рассматривается как альтернатива человеческому. Исследуются все грани отличия человека от животного: от способности к художественно-эстетической деятельности (В.Комар-А.Меламид. «Наша Москва глазами Микки», 1998; Элмгрин и Драгсет. Spelling U-T-O-P-I-A, 2003) до приверженности человека культурным табу (О. Кулик. Семья будущего, 1997);
  • вторая стратегия заключается в попытке представить жизнь как нетравматичное существование, своеобразный парадиз, другую реальность. «Другость» раскрывается здесь как усиление чуждости, остранение желания. Переход границ понимается как материализация мечты. Искусство выстраивает комфортные, далекие от реальности пространства, вызывающие экзистенциальный трепет, чувство заброшенности, отрыва. Итогом адаптации к этой новой реальности становится виртуальный сон или процесс мутации физического облика человека. (Тобиас Ребергер. Семь концов света, 2003, Эрнесто Нето. Nho Nho Nave, 1999, Марико Мори. Волна НЛО, 1999-2002, Мотохико Одани. Rompers, 2003). Жестовое поведение направлено здесь на выстраивание замкнутого чувственного мира, моделирующего утраченную целостность жизненной данности;
  • третья стратегия состоит в протестном поведении, испытывающем на прочность границы художественной деятельности. Последние меркнут перед жестом абсолютного отказа, тотального отрицания принятых в искусстве форм выразительности. К таким попыткам относится «Годичный перформанс» Течинг Си, 1981–1982, акция, на протяжении которой автор в течение года жил под открытым небом, не заходя в помещение. Эта новая форма разрезания жизни искусством дает возможность ощутить «отверстую глубину собственной сущности», что, по мнению М. Бланшо, и есть сердцевина искусства.
Подобные акции по-новому высвечивает проблему границы, актуальную для авангарда прошедшего столетия. Различие коренится в целях: авангард прошлого стремился к определенности, к переходу от одного известного порядка (социального, мировоззренческого, эстетического) к другому — заново формируемому, но в равной степени определенному. Определимость нового закреплялась в сопровождавших художественную активность манифестах и декларациях. Особенность современного художественного опыта, использующего авангардистский инструментарий, — в стремлении к обнаружению и отработке незафиксированных аспектов опыта, таких форм практики и переживаний, которые слабо поддаются вербализации и рефлексии.
Жесты, тяготеющие к сакральному опыту и разворачиваемые на границах искусства, преследуют цель обнаружения утраченной рамочности и ставят проблему выявления критериев отнесения того или иного действия к сфере искусства на основании имманентных свойств, а не навязанных институциональных стандартов. Мотив «чужого» выступает здесь в качестве одного из основных экзистенциальных маркеров, позволяющих отслеживать изменения в мировоззрении и социальном опыте, реализуемые современным искусством.
На основании проведенного исследования, сделан общий вывод: жестовое поведение как форма художественного высказывания не только выполняет исторически присущую ему функцию накопления энергетического потенциала, высвечивает актуальное состояние границ искусства, но и помогает художнику обрести утраченную идентичность в условиях тотальной размытости границ и стертости нормативных установок.

Публикации сотрудников по теме:

Светлов Р. В. Гностические религии // Религии мира. СПб, СПб ГУ, 2008, с.61-80.
Spivak D. L. Core religious experiences in cross-religious research // Pluralisme et reconnaissance: Defis des particularismes et des minorites Paris, IIIT France, 2008, p.373-387 (соавт.: Gruzdev N.V.).

4.2. Архетипы, коды, матрицы культур: психологический и лингвистический анализ

В рамках данной темы продолжалось систематическое изучение проблем и перспектив «филологической» и «лингвистической» метафор в культурологии. Базовые выводы исследования состоят в следующем:
  • разделение семантического, синтактического и прагматического подходов, присущее лингвосемиотическому подходу, по всей видимости, сохраняет свою актуальность и для культурологического дискурса;
  • дихотомия сравнительного и сопоставительного подходов. С дальнейшим выходом на проблемы соответственно архетипов и универсалий также представляется плодотворным и многообещающим;
  • не менее важным является строгое проведение гумбольдтовско-соссюрианских дихотомий типа «язык-речь», в особенности «план выражения — план содержания», обладающих большим эвристическим потенциалом.
На этой основе сделан общий вывод о целесообразности и конструктивности дальнейшей разработки «филологической» и «лингвистической» метафор в теоретической культурологии. Результаты исследования нашли отражение прежде всего в серии работ Р.Г.Пиотровского по проблемам статистические моделей языка и текста.

Публикации сотрудников по теме:

Пиотровский Р. Г. Статистические модели текста и опыт их лингво-синергетического анализа // Научно-техническая информация. Серия 2. 2007. № 8. С. 1-11.
Пиотровский Р. Г. Что такое гуманитарные технологии в филологической инновационной среде // Вестник Герценовского университета, 2008, т.51, № 1. — С. 8-13.
Пиотровский Р. Г. Формирование артикля в романских языках: Выбор формы / Издание 2-е, испр. и доп. — М.: ЛКИ, 2008. — 270 с.
Пиотровский Р. Г. , Пашковский В. Э., Пиотровская В. Р. Психиатрическая лингвистика. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 220 с.

4.3. Формы социальной репрезентации патологического дискурса в культуре нового и новейшего времени

В рамках исследования данной темы проведена разработка прежде всего проблемы «жуткого», как возможной репрезентации патологического дискурса в культуре нового и новейшего времени. Базовые выводы состоят в следующем:
  • современная пространственность стремится к тотальности, которая предполагает работу с трехмерными зонами, целиком превращенными в художественное произведение. Тем самым выстраиваются целостные пространственные модели, поддерживающие тотальность воздействия на чувственность зрителя. Наиболее часто встречающейся формой пространственного высказывания становится инсталляция;
  • современное искусство создает новый тип произведения — «экзистенциальное», где пространственность есть выражение внутренней психологической реальности. Структура экзистенциального произведения повторяет внутреннюю топологию сознания;
  • экзистенциальное произведение трактует пространство как сакральное. Пространственные среды стремятся реконструировать основные параметры священного мифологического опыта. Подобное пространство населяется ауратическими «Unheimlich»-объектами, вызывающими у зрителя ощущение тревожной странности;
  • подобные характеристики пространственного мышления позволяют говорить об отказе современного искусства от таких базовых для классической эпохи постулатов пространственности как репрезентативность и иконичность. Классическая теория репрезентации, построенная на миметическом принципе, предполагает опосредованность в передаче пространства, основанную на представлении, а не на прямой передаче или воссоздании. Мимесис реальности есть отображение ее социальной маркированности, в то время как экзистенциальные среды подчеркнуто нерепрезентативны. Не случайно мощное воздействие на формирование современной пространственности в искусстве оказали женщины, стремящиеся передать неконвенциональное видение реальности, лишенное социального фильтра. Женский взгляд деконструирует латентную пространственную модель как главную в официальной культуре. Наиболее популярной стала в этом контексте теория «матричного взгляда», предложенная Б.Лихтенберг-Эттингер. Речь идет о неиерархическом неупорядоченном смотрении на мир, в результате которого создается подобие живой среды вместо структурно выстроенного «представления», характерного для классического искусства;
  • отсюда следует и полное разрушение иконичности представления пространства. Передача пространственного опыта строится скорее с опорой на индексы, чем на иконические знаки. Современные художники используют предмет как экзистенциальный маркер, указывающий на реалии внутреннего мира. В силу этого, наиболее часто встречаются объекты, наделенные ауратическим статусом, отсылающие к базовым эмоциям, таким как страх, отвращение, ужас, потеря. Неиконичность способствует получению опыта непредставимого, что усиливает статус жуткого (Unheimliche) в современном искусстве. Ощущение экзистенциального ужаса создается и в результате неясной вербальной позиции подобных объектов. Расширяя опыт концептуализма, современность насыщает пространство немыми объектами, ощущение от встречи с которыми непереводимо в плоскость языка. Unheimlich-объект приходит из хаоса, противостоящего геометрической мерности классического пространства. Потеря структурности вызывает ощущение чуждости мира.
На этой основе сделан общий вывод: работа с пространством в современном искусстве оказывается, таким образом, тесно связанной с проблемой репрезентации опыта мира в культуре. Если классика тяготела к моделированию образа видимого, по преимуществу социального мира, то современность озабочена внутренним ландшафтом человека, включенного в опыт пространственности как в неизбежность.

Публикации сотрудников по теме:

Соколова И. Б. Опыт трагического в художественной культуре неоавангарда / Фундаментальные проблемы культурологии. Том III: Культурная динамика. — СПб.: Алетейя, 2008 — С.394-408. (PDFPDF)(625 kb)
Чудновская Е. Л. «Другой», фемининное и отвратительное в современной художественной культуре // Фундаментальные проблемы современной культурологии. Том III: Культурная динамика. — СПб: Алетейя, 2008. — C. 409-421. (PDFPDF)(748 kb)


4.4. Семантика «текста культуры» в классическую эпоху

В рамках работы над данной тематикой уточнен ряд положений теории классицизма:
  • прежде всего, дополнено понимание сочетанного действия урбанизации и индустриализации как факторов, провоцировавших рождение классицистской парадигмы;
  • далее, строже очерчены рамки классицизма, романтизма и реализма, как базовых агенсов парадигмы классицизма;
  • кроме того, уточнено теоретическое описание слома парадигмы, ознаменованного выходом на историческую арену позитивизма и философии жизни, с выходом на базовые проблемы соответственно классического позитивизма, неопозитивизма, эмпириокритицизма, с одной стороны, и персонализма, неогегельянства, экзистенциализма — с другой.
Важным выводом из исследования является плодотворность обращения к истории дискурса классицизма, как существенно важной модели культурного дискурса.

Публикации сотрудников по теме:

Летягин Л. Н. Личный дневник: самосознание жанра (A personal Diary: The Self-awareness of Genre) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Научный журнал. Общественные и гуманитарные науки. — 2008. — С. 56-67.
Ендольцева Е. Ю. Христианские святыни Абхазии. Дневник путешественника // Международный альманах «Русский мiръ. Пространство и время русской культуры» (в печати)

4.5. Синергетика как язык культуры эпохи глобализма

В рамках данной темы проводилось систематическое изучение проблем и перспектив синергетического подхода в культурном дискурсе эпохи глобализма. По результатам проведенного исследования, сделаны следующие основные выводы:
  • синергетическая составляющая выражается прежде всего в способности к саморегуляции по ходу порождения/приема текста, а также установке на обеспечение надежности системы при экстремальных внешних воздействиях;
  • синергетическая функция требует для обеспечения своей деятельности работы коммуникативно-прагматического оператора (КПО), встроенного в речепорождающий механизм человека;
  • язык культуры допускает свое непротиворечивое описание на базе «синергетической метафоры». В этом отношении представляется весьма перспективным семиотический подход московско-тартуской школы Ю.М.Лотмана, переосмыслившего данную проблематику в рамках семиотической парадигмы.
На этой основе сделан вывод о конструктивности синергетического подхода для понимания и оптимизации культурного дискурса эпохи «информационного общества». Результаты исследования нашли отражение прежде всего в серии работ Р.Г.Пиотровского, посвященным общим проблемам теории лингвистического автомата в их связи с культурологической проблематикой.

Публикации сотрудников по теме:

Пиотровский Р. Г., Пиотровская В. Р., Пиотровская К. Р., Романов Ю. В. Культурология: от бесед за чашкой кофе к доказательно-экспериментальной парадигме современной науки // Фундаментальные проблемы современной культурологии. Том III: Культурная динамика. — СПб: Алетейя, 2008. — C. 176-183.


© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»