№ 3(12) 2013: Границы субъективности. Номер выйдет в октябре 2013 года. Материалы принимаются до 1 сентября 2013 года.
№ 4(13) 2013: Интеллектуальная культура России. Номер выйдет в январе 2014 года. Материалы принимаются до 1 декабря 2013 года.
На сайте издания Вы можете приобрести один или несколько выпусков журнала в режиме on-line, воспользовавшись любой из существующих в России платежных систем: электронными деньгами, счетом Вашей банковской карты, счетом Вашего мобильного телефона и пр. Инструкция по оплате — на сайте журнала в разделе «Купить/подписаться»
В свободном доступе размещена полнотекстовая версия второго выпуска журнала за 2012 год «Кино-текст» (Раздел «Архив»).
Участие СПб отделения РИК в Петербургском международном экономическом форуме
23.06.13
20 июня 2013 года директор отделения Д. Л. Спивак принял участие в работе круглого стола «Экономика знаний — стратегия на опережение», прошедшего в рамках ПМЭФ2013.
Веб-презентация ко Всемирному дню культурного разнообразия во имя диалога и развития
21.05.13
21 мая 2013 года кафедра ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, действующая на базе Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии, провела празднование Всемирного дня культурного разнообразия во имя диалога и развития, направленного на привлечение людей по всему миру к делу развития и поддержки культурного разнообразия и межкультурного диалога.
23 мая в 18:30 в Санкт-Петербургском университете в рамках семинара «Анализ кино-текста» профессор Генри Бэйкон прочтет лекцию «Смешение людей — реальных, фикциональных и воображаемых». Одна из основных задач когнитивного анализа фильма — исследовать, каким образом наше восприятие и пониманимание реального мира взаимодействует с восприятием и пониманием аудиовизуального нарратива. Например, реальные люди, как и фикциональные персонажи, ментально конструируются на основе минимальной информации посредством определенных схем, разворачивающихся в нашем сознании. Данный процесс является составной частью концептуального аффективного смешения, в котором третьим компонентом выступает способ конструирования характеров в нашем воображении. Анализ подобных процессов требует использования неоформалистского подхода.
Генри Бэйкон — профессор кафедры кино и телевидения университета Хельсинки (Финляндия), автор монографий Luchino Visconti — Explorations of Beauty and Decay (1998), Audiovisuaalisen kerronnan teoria (Теория аудиовизуальной наррации, 2000), Elokuva ja muut taiteet (Фильм в отношении к другим видам искусства, 2005) и Väkivallan Lumo (Очарование фикционального насилия, 2010).
Место проведения: Кинозал Филологического факультета СПбГУ, Университетская наб., д. 11.
Очередное заседание семинара «Анализ кино-текста» пройдет 27 мая в 18:30 в Кинозале филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Лекцию «Поэтика предела: кинотексты Мэтью Барни» прочтет старший научный сотрудник сектора фундаментальных исследований культуры СПб отделения РИК Ирина Соколова.
Кинематограф Мэтью Барни — закрытый, но бесконечный космос. Сюжеты и смыслы кинотекстов плотно прилегают к семантике художественных, полимедийных проектов автора. Разговор, который ведет со зрителем Барни не-нарративен и направлен на освобождение феномена кино в сознании смотрящего, на манифестацию возможности кинотекста действовать самостоятельно, представляя чистую силу, а не отражение традиции. В лекции представлен анализ экспериментального фильма Мэтью Барни Drawing Restraint 9 (2005) — части многолетнего проекта художника и самостоятельного произведения, ставшего предельной точкой, где пересекаются основные концепты его творчества.
Лекции Михаила Степанова в ФотоДепартаменте
19.04.13
Научный сотрудник сектора фундаментальных исследований культуры Михаил Степанов прочтет две лекции в рамках образовательной программы ФотоДепартамента.
20 апреля, 15:30
Лекция «Поворот в культуре или культура "поворотов"»
В лекции предлагается краткое введение в проблематику "поворота" в культуре. Обсуждается, как и почему в гуманитарных науках появляется понятие «поворота», — linguistic, pictorial, iconic, body, media, spatial turns — тематизируется методологический статус этого понятия. Помимо этого формулируются ключевые идеи и интуиции, актуальные для широкого контекста культурных исследований, а также предлагается новое видение методологии.
В дискуссии предлагается обсудить ряд ключевых для визуальных исследований понятий – визуальное, медиальное, призрачное. В частности проанализировать продуктивность введения термина «призрачное» вместо термина «медиальное» (по книге Н. Сосны «Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное»).
Место проведения: Галерея «ФотоДепартамент», Санкт-Петербург, наб. Фонтанки, 40.
Празднование Всемирного дня культурного разнообразия во имя диалога и развития
17.04.13
Кафедра ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, действующая на базе Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии, готовится к празднованию Всемирного дня культурного разнообразия во имя диалога и развития 21 мая, направленного на привлечение людей по всему миру к делу развития и поддержки культурного разнообразия и межкультурного диалога.
В этом году торжественные заседания, в составе которых предполагается проведение научной конференции, будут посвящены осмыслению локальных интеллектуальных культур в условиях нарастающей глобализации, что отвечает стратегической цели ЮНЕСКО — поддержке культурного многообразия.
11 апреля 2013 года в 17:30 Александр Вяльямяэ в рамках поcтоянно действующего семинара «Анализ Кино-текста» прочтет лекцию «Кино как инструмент исследования: от нейрокино к имплицитным интерактивным парадигмам».
Зачастую документальный фильм может служить основой для интерактивного кино — такого кино, где сюжет, атмосфера или поведение героев могут меняться в зависимости от эмоциональных и когнитивныx реакций зрителя, как сознательных (например, от мимики) так и подсознательныx (например, от частоты биения сердца или активности головного мозга). Что такое нейрокино? Спoсoбны ли эти технологические новшества изменить роль режиссера в процессе создания художественного произведения?
Александр Вяльямяэ (Aleksander Väljamäe), PhD, ведущий научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии Биолого-почвенного факультета СПбГУ, стипендиат Мари Кюри, занимается исследованием влияния аудиовизуальной информации (музыки, виртуальной реальности, кино) с особым акцентом на новых медиа форматах (нейрокино, интерфейсы мозг-компьютер).
Место проведения: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская наб., д. 11, ауд. 191.
Вышел очередной номер «Международного журнала исследований культуры»
С содержанием номера можно познакомиться на сайте издания в разделе «Текущий номер»
Тема следующего номера — Империя: сценарии общности и практики различий. Номер выйдет в июле 2013 года. Материалы принимаются до 1 июня 2013 года.
На сайте издания Вы можете приобрести один или несколько выпусков журнала в режиме on-line, воспользовавшись любой из существующих в России платежных систем: электронными деньгами, счетом Вашей банковской карты, счетом Вашего мобильного телефона и пр. Инструкция по оплате — на сайте журнала в разделе «Купить/подписаться»
В свободном доступе размещена полнотекстовая версия первого выпуска журнала за 2012 год «Культурная память» (Раздел «Архив»).
Участие Михаила Степанова в работе образовательно-теоретических платформ KYIV AIR и «Новая художественная школа: медиа-арт для практиков»
30.03.13
Н. с. сектора фундаментальных исследований культуры Михаил Степанов принял участие в работе теоретической программы KYIV AIR (artist-in-residence 2013) — первой киевской художественной резиденции, инициированной Kadygrob&Taylor art projects. Резиденция представляет собой инновационную образовательную программу в области современного искусства, дающую возможность украинским молодым авторам получить системные знания и усовершенствовать свои практические навыки. Михаил Cтепанов выступил модератором теоретических блоков «Наука как миф» 29 марта и 2 апреля 2013 года и «Мифология медиа» 3 и 5 апреля 2013 года. Подробнее: http://kyivair.org/
В рамках образовательной программы «Новая художественная школа: медиа-арт для практиков» в рамках «Культурного проекта» 1 апреля 2013 года Михаил Степанов прочел лекцию «Введение в исследование медиа».