Тема: Клюева Елизавета: Трансгрессивные возможности интертекстуального диалога

Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет философии человека, специальность «история мировой художественной культуры», 5 курс

Любой текст вырабатывается в отношении с другими текстами. В этом заключается первое принципиальное открытие теории интертекстуальности. Бахтиным отмечен диалогизм, имманентный литературному творчеству в первую очередь и тексту как таковому. Диалог реализуется посредством смены субъекта речи. Даже монологический тип литературы (такой как эпос) продуцируется за счет психического механизма письма, основанного на самодистанцировании автора. Так возникает диалог автора-писателя и с автором-читателем в момент письма.
Следующим уровнем диалога является так называемое «цитирование без кавычек», где в отношение вступают элементы культурного багажа. Такой диалог возникает как на этапе создания текста, так и в процессе восприятия. Многоуровневый диалогизм не всегда предсказуем. Нельзя знать все предпосылки, влияющие на творчество автора. «Мозаика цитаций» абсолютно индивидуальна, но релятивизм творческого акта преодолим. Если диалоговость текста осознаваема и целеположена, текст становится рефлексивен, и может подчиняться законам логики. В этом случае текст способен покинуть свой первоначальный дискурс и осуществить трансгрессию в новое смысловое поле.
Деструктивный генезис переводит рассмотрение проблемы на новый уровень – с большего масштаба, а следовательно, более комплексно. Если взять во внимание факт интертекстуальности самой культуры, следует сделать вывод о том, что пространство второй природы необходимо возделывать как единый организм. Для этого он должен достигать самоосознавания в качестве самодетерминированного целого при помощи трансгрессивного диалогического начала.

Отредактировано Клюева Елизавета (2010-09-22 10:57:05)