Тема: Ватульян Маргарита: Трансляция позитивных ценностей как метод культурной политики

Ростов-на-Дону
Южный федеральный университет, факультет философии и культурологии, кафедра исторической культурологии, 4 курс, культурология

Говоря о современной России, соотношении традиционного и инновационного в ее культуре, невозможно обойти стороной проблему культурной политики (КП).  В условиях культурной аномии, ценностной дезориентации общества, его дезинтеграции должно быть некое вмешательство в процессы культуры сверху. Во многих элементах современной КП в России наблюдается общая черта: они строятся на отрицании. Это значит, что мы сталкиваемся с концентрированной трансляцией негативных ценностей и все меньше обнаруживаем позитивные ценности. Что такое негативные ценности? Это то, что считается неприемлемым, отрицается культурой. Они, несомненно, имеют свой аксиологический смысл и нужны в формировании культуры. Однако приемы, в которых они используются в современных СМИ, не могут приносить ожидаемых результатов и часто оказываются разрушительными. 
Сегодня мы пришли к некоторому стереотипу: хочешь заставить людей задуматься и стать лучше – покажи им кадры пострашнее, шокируй, вызови недоумение и горечь. Большинство российской социальной рекламы – яркий пример такого подхода. Известны, например, плакаты, изображающие ребенка, проткнутого сигаретой или могилу в виде бутылки. Такая реклама запугивает, а не воодушевляет. К основным  последствиям этого можно отнести стирание ценностных границ, снижение чувствительности, потерю ощущения реальности происходящего (любые события на экране –  лишь картинка), появление «социальных» суеверий и сверхобобщений («все русские пьют», «все школьники – подрастающие преступники») и др. Однако главной причиной этих последствий КП оказывается  тенденция к отрицанию и демонстрация негативных ценностей. Чем же позитивное утверждение экологичнее? В чем его преимущества? 
Обратимся к психологии, психолингвистике, опыту НЛП. Здесь известна техника аффирмации, которая, по сути, является позитивным утверждением. Именно эту технику признают наиболее эффективной в работе с подсознанием, воспринимающим только утверждение. Отрицание не фиксируется точно, а зачастую приводит к искажению полученной или переданной информации. Этот метод может быть перенесен на КП: мы имеем исторический опыт его применения, и находим хорошие результаты: всем известен, например, юношеский фильм «Гостья из будущего» - он дает идеальные образы хорошего  человека и учит вечным ценностям. Примером позитивного утверждения в литературе можно назвать книгу Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: адресованная детям, она простая и ясная, но она конституирует главные гуманистические ценности, воспитывает патриотизм, учит культуре. Кроме того, КП является и частью общей политики государства. Метод отрицания формирует негативный образ нашей культуры как для ее представителей, так и для всего мира. Надо заботиться об имидже своей культуры для того, чтобы ее сохранить. Таким образом, увеличение трансляции позитивных ценностей хотя бы в рамках КП просто необходимо.