Тема: Мордвинова Тамилла: Принцип контраста в искусстве Эль Лисицкого - художника книги

Санкт-Петербург
Санкт-Петербургская государственная  художественно-промышленная  академия  им.  А.Л. Штиглица, факультет декоративно-прикладного искусства, кафедра искусствоведения и культурологии, 5 курс, искусствовед-культуролог

Справедливо считается, что русский конструктивизм 1920-х гг. принес обильные, а главное, реальные плоды в искусстве книги. Одним из основоположников "конструктивистской" типографики 1920-х принято считать Эль Лисицкого. В своих работах Лисицкому удалось создать "адекватные словесной динамике" композиции. Так, в оформлении  книги "Сказ про два квадрата" и сборника стихов В. В. Маяковского "Для голоса" Лисицкий использует принцип контраста, с помощью которого выявляются отношения изображаемых предметов, масс, форм и цветовых пятен.
Как известно, с помощью контраста достигается единство и художественная выразительность композиции в художественном проектировании. Контраст, определяет акценты, отделяет главное от второстепенного, устанавливает определенный порядок размещения форм, связанный с их ролью в композиции.
Можно выделить характерные приемы использования контраста, прибегая к которым Лисицкий организует композицию книжного разворота. При этом важно понимать, что как художник книги он располагал ограниченным набором средств. Варьировались в строго определенных рамках лишь формат издания, типографский шрифт, цвет, отношения полос набора и полей.
Один из наиболее понятных подходов к контрасту в книжной графике Лисицкого   особое ви́дение художником размерных характеристик произведения полиграфии. Соотнесение их, дает Лисицкому возможность "разместить" элементы композиции на первом, втором и третьем плане.
Еще одним важным средством композиции является цвет. Как выразительное средство цвет влияет на художественную форму изображения, привнося качественные особенности в ритмический и композиционный строй. 
Разумеется, контраст как одно из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции всегда приковывал к себе внимание художников. Еще Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" писал: "Белое с черным или черное с белым кажутся более могущественными рядом друг с другом, и вообще противоположности всегда кажутся более могущественными рядом друг с другом". И Эль Лисицкий-художник книги с его пристальным интересом к контрасту, как приему построения композиции, подхватывает творческую эстафету величайших мастеров прошлого.