Тема: Николаева Марина: Специфика плакатного творчества раннего советского периода и дискуссия 1920-х – начала 1930-х гг. о соотношении элементов традиции и инновации в плакатной форме

Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, факультет философии человека, кафедра теории и истории культуры, аспирантка 2 курса, специальность теория и история культуры

Вопрос о специфике изобразительного творчества в своеобразной и крайне динамичной ситуации 1920-х – начала 1930-х гг. исследован явно недостаточно.
Особенности творческого процесса в сфере плакатного искусства обусловили специфику художественной формы массового изобразительного произведения, интенсивные поиски которой в указанный период вызывали ожесточенную полемику.
Ключевой особенностью плакатного искусства раннего советского периода является массовый характер его распространения. Поэтому использование аллегорических образов и авангардных художественных приемов на протяжении 1920-х гг. уступает место обращению к языку лубочной картинки и традициям народного искусства в плакате.
Следующая особенность состоит в относительно массовом характере художественного изобразительного творчества, повышении роли самодеятельных плакатов, общем снижении критериев эстетического качества плаката.
Разнообразие изобразительных средств и техник в плакатном искусстве приводит к вопросу об особенностях плакатной формы и границах плакатного жанра.
К дискуссионным теоретическим проблемам указанного периода можно отнести вопрос о необходимости эстетических стандартов для массового политического искусства, о приоритетных видах изобразительного искусства, о ценностном соотношении профессионального и непрофессионального творчества и, следовательно, о проблеме авторства, об отношениях между оригиналом и копией, о специфике плакатной формы.
Безусловную значимость имела оппозиция положительно окрашенного «нового» искусства и искусства «старого».  «Старое» искусство ориентировалось на автора и его индивидуальный стиль, «новое» (согласно советским теоретикам) учитывает массового зрителя и расширяет пространство функционирования произведения, что выводит на передний план во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. такие смежные виды изобразительных произведений как лубок,  массовая картина, художественная репродукция. Заслуживают внимания принципы, на которых осуществляется сближение этих видов и разграничение между ними.
В целом отчетливо видна тенденция к расширению содержания термина «плакат» в конце 1920-х – начале 1930-х гг. и превращению его в родовое понятие для ряда смежных видов изображений, отличающихся по своей технике, целевой аудитории и художественному языку.