Тема: Осипова Анна: К вопросу о зарождении «имперского стиля» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Германии 1930-х гг. (на примере творчества П. Беренса)

Санкт-Петербург
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, факультет декоративно-прикладного искусства, кафедра искусствоведения и культурологи, история и теория изобразительного искусства, выпускница

Творчество немецких архитекторов 30-х гг. XX столетия во многом определяется канонами монументального архитектурного стиля, нашедшего наиболее полное выражение в постройках зодчего П. Беренса. Отечественные историки архитектуры и искусствоведы обращали внимание на это обстоятельство. Но суждения исследователей носят оценочный характер, выглядят в значительной мере обусловленными идеологически . Что, без сомнения, во многом справедливо. Однако нельзя не отметить и того, что связи с этим сегодня не утрачивает актуальности рассмотрение особенностей стиля архитектуры Германии 1930-х гг., выявление в ней, в частности, черт стиля ар деко.
Не вызывает сомнений тот факт, что торжественный «имперский стиль» обладал чертами помпезности и  являлся своеобразным вариантом ампира. Вместе с тем следует заметить, что творчество оказавшего на архитектуру Германии 1930-х П. Беренса объединяло в себе различные черты. В поисках монументального архитектор все более удалялся от модерна, обращаясь к наследию классицизма. Стремясь к монументализации архитектурных форм, зодчий определял членение зданий организацией внутреннего пространства, конструкциями, свойствами строительных материалов, а также создавал свой неповторимый художественный язык, тяготевший во многих моментах к эстетике ар деко.
Скажем, работая над проектом здания германского посольства в Петербурге (1911 – 1912 гг.), архитектор стремится формировать экстерьер и внутреннее пространство в соответствии с пониманием гармоничного взаимодействия композиционных средств. Беренс своеобразно трактовал при этом масштаб здания, его интерьеров и мебели.
Осуществляя идею универсальности принципов построения здания, архитектор пышно и чрезмерно декоративно оформляет внутренние помещения. Интерьеры здания – вестибюль, парадная лестница, приемные залы — выдержаны в классическом стиле, однако в проектах мебели Беренс явно предугадывает черты стиля ар деко.
Тонкий вкус, чувство гармонии и знание законов зрительного восприятия позволяют Беренсу трактовкой элементов композиции и различных деталей откорректировать масштабные отношения интерьера. Для того чтобы острее выявить характер внутреннего пространства помещения, он придает четкую определенность членениям, вводит нюансные изменения размерного ряда, широко используют контрастные сопоставления.
Следует отметить, что искания Беренса в создании проекта германского посольства в Петербурге, связанные с  определением масштабного выражения целого, воспринимаются сегодня в непосредственной связи с эстетикой ар деко.