Тема: Черникова Полина: Мотивы апофатического в художественной культуре Японии между двумя Мировыми войнами

Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра теории и истории культуры, спец. "история мировой художественной
культуры", выпуск 2010 года, специалист

Период сгущения красок суженной гаммы, период между Первой и Второй
Мировыми войнами породил множество философских и идеологических течений,
сжал культуродинамические векторы с максимальной силой, как будто
сдерживая их яростное стремление вырваться на свободу, преодолевая все
на своем пути. Век бунтов, войн захлебывался в крови, мучениях и страхе,
смутных догадках и предположениях, ожиданиях. Культура XX и XXI черпала
силы в реках крови и горах трупов с точки зрения физиологии набирая
обороты и компенсируя усмиренную разумом смерть, согласно точке зрения
Ж. Бодрийяра, изложенной в книге "Символический обмен и смерть", человек
становится телом, втискиваясь в рамки "безопасного", идеологии,
медицины, техники-разумного, понятного, "защищенного" и лишь поэзис,
искусство или парадокс вновь открывают человеку подлинную глубину его
бытия, снимают ряд имманентных ограничений и приоткрывают завесы над
безднами рационально нерефлексированных феноменов. Синтоисская культура
Японии, созерцание на грани бездны в сочетании с укореняющейся западной
культурой катарсиса и рефлексии, мультинаправленной эмпирики и строгой
верификации западно-европейской научной мысли порождает удивительные и
многогранные образы и образные системы, кумуляцию эстетического,
философского и научного модуса реализующиеся в ходе кросскультурного
обмена, репрезентируемые в живописи и каллиграфии конца периода Тайсе и
начале периода Сева, театральных постановках ( в том числе и в появлении
театра Такаразуки), в поэзии и музыке указанных периодов и литературных
изысканиях, прежде всего, Акутагавы Рюноске творчество которого стало
одной из наиболее значимых основ японской литературы, драматургии и
кинематографа XX и XXI столетия.