Тема: Вагина Мария: Телевизионная мода: конструирование женских образов
Москва
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики, факультет философии, отделение культурологии, кафедра наук о культуре, 4 курс, культурология
Используя сопоставительный анализ передач, нацеленных на смену образа, можно выявить, с одной стороны, женские цели и идеалы, предлагаемые телевизионной культурой, а с другой – проблемы и конфликты, в рамках которых описывается «обыкновенная» женщина. Существует несколько российских передач с такой тематикой: «Модный приговор», «Женская форма», «Снимите это немедленно», «Страшно красивые», «Клуб бывших жен». Такие телепрограммы конструируют социальную стратификацию, они указывают женщине на её позицию в обществе.
В этих телепередачах вопросы моды захватывают различные аспекты существования женщины: её личную жизнь, отношения в семье, карьерный рост и т.п. Феномен передачи, по сути, является разыгрываемым спектаклем. Ги Дебор рассматривает спектакль как утверждение господства товара в общественной жизни: «видимый нами мир – это его мир» . Тематика телепередач – это господство моды, хотя сама по себе она и является лишь инструментом для продажи средств конструирования своей внешности. Реальный потребитель моды - это потребитель иллюзий, поскольку мода может проявляться только через спектакль, целостное представление.
Черты модной одежды образуют код, который действует «на словах». Ролан Барт, анализируя систему моды, выделяет две стороны предмета – «реальность» и язык. Он задает вопрос: «может ли она (одежда – М.В.) стать значимой без слов?» и отвечает на него отрицательно. Слова о моде для Барта становятся «сетью смыслов», помещаемых между вещью и её пользователем. В случае телепередач работает система двойного перевода: первоначальной одежды в язык, а затем обратно - советы и указания трансформируются в новый образ.
Мода, с одной стороны, выступает инструментом для улучшения взаимоотношений с другими людьми и разрешения конфликтов, с другой – её продажа становится единственной целью телепередач, и сама мода диктует специфику передач.
Сравнительный анализ передач позволяет выделить особенности конструирования женских образов, определить место женщины в современном обществе через соотношения с другими сферами деятельности.
Отредактировано Вагина Мария (2010-07-28 20:15:29)