Тема: Зиновьева Анастасия: Язык как средство формирования гиперреальности в романе Джорджа Оруэлла «1984»
Республика Беларусь
Минск
Белорусский Государственный Университет, факультет международных отношений, кафедра культурологии, 4 курс, гебраистика
Каждая эпоха создает свой стиль и свой язык (мы не имеем в виду только собственно человеческий язык, а шире – способ кодирования информации, будь то язык живописи или музыки). Язык эпохи придает особую смысловую нагруженность жесту и поведению в целом. В рамках отдельной личности он преломляется, трансформируется в речь и служит в качестве лакмусовой бумажки для выявления убеждений и предпочтений человека (но даже в этом преломлении, в индивидуальной речи всегда остается та языковая доминанта, которая и является квинтэссенцией языка эпохи, его сущностью и сутью). В языке отражаются и ценностные предпочтения эпохи, ее противоречия и споры с самой собой и другими эпохами. Но время проходит, и вот уже следующий век с недоверием и непониманием смотрит на своего предшественника, стараясь понять и определить его с помощью своего языка и понятий. К счастью, язык не только поразительно изменчив, но и обладает поразительной сохранностью, он несет в себе память о прошедших временах и нравах, о моде и увлечениях, стилях и субкультурах, зафиксированную на уровне и семантики и синтаксиса. Язык не может существовать отдельно от носителей этого языка, отдельно от социума. Язык и общество взаимно влияют друг на друга и в процессе этого влияния видоизменяются. Этот процесс взаимного влияния и видоизменения и является одним из ракурсов романа Джорджа Оруэлла «1984». Причем парадигма общества, которая там задана, носит вневременной, антиутопический характер. Поэтому нельзя, получив прививку сталинизма, успокоится и пребывать в наивной уверенности, что это не повториться вновь.
В романе Оруэлла в первую очередь насилие над человеком, над его личностью осуществляется с помощью нарушения тождества означаемого и означающего. Слово (означающее) утрачивает свое семантическое содержание, оно перестает коррелировать с понятием, которое в него вкладывалось ранее. То есть язык теряет референтную функцию. Это влечет за собой не просто перестройку языковой системы, это и коренным образом изменяет самые суть понятия и явления. Таким образом, выстраивается некая гиперреальность, никак не связанная с реальностью как таковой. Именно об этом пишет Жан Бодрийяр в работе «Симулякры и симуляция»: «Реальное производится, начиная с миниатюрнейших клеточек, матриц и запоминающих устройств, с моделей управления — и может быть воспроизведено несметное количество раз. Оно не обязано более быть рациональным, поскольку оно больше не соизмеряется с некоей, идеальной или негативной, инстанцией. Оно только операционально. Фактически, это уже больше и не реальное, поскольку его больше не обволакивает никакое воображаемое. Это гиперреальное, синтетический продукт, излучаемый комбинаторными моделями в безвоздушное гиперпространство». Так министерство любви в романе – это орган, выполняющий функции шпионажа и осуществляющий репрессивные меры. А на здании министерства правды были написаны следующие слова: «Война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила».
Отредактировано Зиновьева Анастасия (2010-07-28 15:37:19)