Почему бы и нет - возможна
Ну, насколько я вижу, к чему бы ты себя ни причислял, потом всё равно через некоторое время говоришь "Да, вот раньше я думал, что отношусь к этому классу (течению, обществу), а теперь мне кажется, что я не отношусь - потому что оно уже не то и дало трещины (развалилось, изменилось). Потому как "всё течет и все изменяется" - рано или поздно любое явление либо прекращается, либо перерождается в другие формы Ну любит человек причислять себя к чему - либо, такова его природа: с одной стороны, он хочет как - то заявить о себе, ищет в себе то, что его отличает от других, а потом уже по этим признакам причисляет себя к какому либо течению) Более того, он даже радуется, когда. узнавая, что какому - либо течению присущи такие - то и такие - то основные черты, радуется, находя эти же черты и в себе
"...разве остались сегодня действительно те критерии, по которым раньше те или иные люди относились к интеллигенции?.. " Да, уверена что какие - то критерии сохранились. Искать их я буду в процессе написания диссертации на эту тему
"А по поводу "служения народу" - да, вроде оно так и есть - но как же соотнести это с твоей же фразой об "оторванности" от реальности?.. " А вот это, как раз, на мой взгляд, не противоречие - потому что интеллигент всегда, пытаясь помочь народу, витал при этом в облаках и видит все немного не так, как есть в реальности. Вспомните Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети" - когда крестьянин разговаривал с ним, то говорил одним тоном. а когда Павел Петрович уходил, то тон и манеру речи менял - потому, что Павел Петрович "видел" крестьян так и крестьяне разговаривали с ним в этакой благообразной манере. Помню еще, как в очень старом прадедушкином журнале "Нива" я очень давно наткнулась на рассказ одного малоизвестного писателя о том, как одна великосветская дама вдруг прониклась страданиями народа и даже написала о них рассказ, в котором крестьяне были такими бедными, что оставляли друг другу визитные карточки, сделанные на очень плохой оберточной бумаге То есть она не представляла себе вообще жизни без визитных карточек. (Согласна, не солидная ссылка, но мне тогда было лет 12 и я не знала, что надо составлять список цитат с подробным указанием страниц, как я делаю сейчас). В рассказе Нагибина к учителю пришел в гости его ученик, и учитель читает ученику свой рассказ о крестьянине по имени Клим, которого замучил урядник настолько. что крестьянин в своей камере. куда он был брошен, повесился на гнилой веревке. (смысл - замучили человека). А ученик начинает возражать : да нет. дескать. на гнилой веревке повеситься нельзя - оборвется, а хорошую крестьянину бы не выдали и т. д. Наконец, учитель решает. что пускай эти недочеты в рассказе есть. но общий смысл - то всего повествования у него получился прекрасно и мальчик должен с этим согласиться. - "А скажи: ты полюбил моего Клима?" на что мальчик отвечает - нет. не полюбил, слишком он общий, этот Клим. Вот наш деревенский Клим любит выпить, а у этого. мол. нет никаких характерных черт (как выясняется в конце рассказа, мальчик этот был будущий великий писатель Бунин Иван). Я. конечно. понимаю, что если я буду делать такие неточные ссылки в диссертации, то это будет просто чудовищно, это будет возмутительно! Но, надеюсь, ты меня простишь за это здесь, на форуме? Я в будущем обязательно исправлюсь
Я это к тому, что не всякий раз интеллигент видит все в правильном свете.
Как интеллигент должен приносить пользу людям? По - моему, каждый интеллигент понимает это по - своему. Начать с того, что вообще каждый человек, решив совершать добрые дела, совершает те, которые ему велит сердце. Один японский святой совершал свое доброе дело так: он прорубал десятилетиями проход сквозь скалу, чтобы люди могли спокойно идти через нее, а не идти по опасным тропкам гор с риском упасть вниз. Я это к тому, что каждый видит помощь народу по - своему. И потом: интеллигенция - это общее понятие. Какого периода интеллигенция? Например:народники 19 века стремились прекратить страдания народа, а сейчас. как лично мне кажется, общий смысл современной интеллигенции - это препятствовать всеобщему духовному одичанию (ну или хотя бы создавать "оазисы", которые являются альтернативой навязываемым стереотипам общества массового потребления. Своего рода нонконформизм, по - моему. Кстати, насчет атомной бомбы - физик Фредерик Жолио - Кюри, например, рассуждал о "мирном атоме" и был уверен, что атомную энергию можно использовать в мирных целях. (это я так, к слову).
Вообще об интеллигенции я хочу сказать так:
Русская интеллигенция возникла не просто как культурный слой образованных людей, а как новое сословие, сознательно выходящее за пределы всех существовавших сословий и противопоставляющее себя им. Основой его было утверждение самосознания индивидуальной личности, принимающей на себя ответственность за всю культуру. Образованность была важным, но не главным компонентом ее самосознания. Главным же была доминантная задача – преодоление страданий народа, подчинявшая себе не только мысли и разум этих людей, но все их существование, начиная от их деталей быта (точнее, «безбытности» - термин "веховцев") и саму жизнь, включая готовность к самопожертвованию. Само название «интеллигенция» было заимствовано из идеалистической философии ( там от Платона до Гегеля). Самосознание интеллигента концентрировало внимание на культурном рубеже – проблеме страдания народа и способах ее разрешения и соединяло разрушительность нигилизма и анархизма с созидательностью «светлой мечты» о соборности, свободном единении свободных личностей (те же сны Веры Павловны).
Позднее уже понятие «интеллигенция» приобрело более широкое значение , включая образованный и творческий слой креативных личностей, но еще авторы сборника «Вехи» на рубеже веков отчетливо различали первоначально понятие и более широкое значение слова.
Важными особенностями самосознания интеллигенции были бескорыстие и представление о праве, подчиняющее поступки человека не закону, а совести.
Ну а к настоящему времени, по - моему, интеллигенция утратила свое значение как сословие, свою активную культурную роль и единство, но сохранила многие важные компоненты первоначального менталитета. В том числе, она сохранила стремление и способность к самостоятельности критических суждений. Об этом свидетельствует хотя бы происходящее сейчас обсуждение этих проблем .
Ну меня интересует эта тема, потому что диссертация у меня на тему русской интеллигенции 19 века и статьи я пишу. соприкасаясь с этой темой - так тема лучше всего раскрывается. А почему меня заинтересовала эта тема - мне интересно попытаться разобраться в том, как интеллигенция сформировалась и как развивалась исторически. Вот на этом конгрессе ключевое слово "креативность" - вот я и решила рассмотреть интеллигенцию с этой точки зрения.
Отредактировано Вознесенская Анастасия (2010-10-10 21:58:06)