Тема: КРОХАЛЕВ Виталий: Промышленный дизайн как синтез традиций и инноваций
Екатеринбург
Уральская государственная архитектурно-художественная академия, кафедра индустриального дизайна, аспирант
На протяжении более чем ста лет своего существования, промышленный дизайн являлся посредником между традиционной и инновационной культурами. Адаптировал достижения науки и техники, делая их дружественными человеку.
В 2050 г. более 70% населения Земли будет проживать в городах, а значит, роль архитектуры и дизайна в жизни людей продолжит расти.
Сегодня промышленный дизайн в России нуждается в обоснованной и ясной программе развития. Задачи прогнозирования, реализации и распространения уникального российского дизайна остаются актуальными. Для осуществления прогноза следует определить некоторые закономерности развития дизайна.
Историю промышленного дизайна можно представить в виде процесса чередования двух парадигм: рациональной – порядок, гармония; иррациональной - хаос, растворение идентичности в массе.
Яркий иррациональный период в начале XX в. привёл к необходимости создать новые ценности – базис цивилизации. Рациональный промышленный дизайн стал мощной социальной и экономической опорой.
Вторая мировая война прервала динамичное развитие промышленного дизайна.
В послевоенные годы дизайн достигает своей рациональной вершины.
В 70-х гг. появляется множество разнообразнейших стилей и направлений, происходит иррационализация дизайна.
Американский коммерческий дизайн XX в. приводит к отказу от идеи эстетического воспитания потребителя. Американский дизайн XXI в. провозглашает новый лозунг функциональности и простой геометрии, цитируя функциональный дизайн прошлого.
Появление и расцвет советского дизайна был связан с рациональным началом. В 60-е годы при государственной поддержке организуется ВНИИТЭ. Активная разработка дизайн-программ и методологий по технической эстетике позволяет создать единое ценностное восприятие и экспертизу различных продуктов дизайна.
Специфика дизайн-заказов в современной России практически не изменилась, ведущими направлениями остаются: медицинское, транспортное, профессиональное и мебельное оборудование.
Исторически, экономический рост вызывал развитие «антидизайна» или стайлинга, снижение экономического потенциала, а вместе с ним и покупательной способности потребителей, приводило к возврату к неофункциональным течениям. Ситуация мирового экономического кризиса способствует реализации рациональных подходов в дизайн-проектировании.
Мировым эталоном рационализма в промышленном дизайне остаётся BRAUN стиль - "экономный" стиль. Важную роль в развитии фирменного стиля BRAUN сыграл Дитер Рамс. Дизайн продукции BRAUN был основан на десяти принципах: честность, полезность, ясность, легкость в использовании, простота, порядок, естественность, эстетика, качество, долговечность.
Внедрение в российском дизайне функциональных методов позволит повысить общую культуру быта, реанимировать производственный сектор, ускорить экономический рост. Реклама и распространение обозначенных подходов в проектировании осуществимы через сеть региональных центров дизайна, способных стать законодателями мод.
Отредактировано КРОХАЛЕВ Виталий (2010-07-19 12:02:52)