Тема: Шарикова Елена: Культ тела в современной России: временный отход от традиции или смена парадигм

Екатеринбург
Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького, факультет искусствоведения и культурологии, кафедра культурологии и социально-культурной деятельности, 5 курс, специальность «культурология»

Становление культа тела стало одной из характерных черт современного российского общества: наблюдается постоянная демонстрация тела, репрезентация тела в СМИ и рекламе, рост популярности пластических операций, фитнеса, пирсинга, тату, соляриев, диет и т.п. Как понимать эту установку в контексте русской культуры, является ли она разрывом с традицией – вопрос, который провоцирует поиск ответов.
В отечественной науке, которая долгое время была ориентирована на более «высокие» темы, исследований, посвященных проблеме телесности, немного. Большинство работ, затрагивающих феномен тела в русской культуре – это работы двух последних десятилетий. В западной гуманитарной науке, для сравнения, в этой области сделано гораздо больше. Этот факт говорит о том, что потребность в теоретическом осмыслении тела как такового в России возникла сравнительно недавно.
Для прояснения вопроса кажется необходимым рассмотреть, как традиционно воспринималось тело в русской культуре. Для этого мы выделим два аспекта, религию и искусство. Отметим, что в православной традиции не сложилось резкого противопоставления тела и души, как это было на Западе, не получила развития традиция отождествления телесного с греховным. В изобразительном искусстве репрезентация тела во многом была условной, духовное здесь также доминировало над телесным, в русской религиозной живописи нет акцента на физическом страдании, которое характерно для западноевропейского искусства. Казалось бы, поворот к культу тела был сделан в советскую эпоху, но политика «оздоровления» нации имела целью прежде всего подготовку военного и политического ресурса, - о почитании тела говорить здесь не приходится.
В постсоветское время тело «освобождается» из-под жесткого контроля государства переходит в сферу индивида. Но современное отношение к телу становится всё ближе к «почитанию» тела. Что же породило культ тела? Видимо, ключевым фактором, формирующий культ тела, стал рынок. Спортивное, совершенное, сексуальное тело, лишенное вредных привычек, свидетельствует о профпригодности индивида, повышает его конкурентоспособность в современном мире. Очевидно, что на Западе эта тенденция проступила в полной мере, в России лишь набирает обороты, и дальнейшее усиление этой тенденции зависит от политического и экономического развития. Социологические опросы подтверждают, что культ тела в России пока не повсеместное явление. Однако логика рынка, как известно, такова, что происходит формирование искусственных потребностей, вместо насыщения идет все более и более интенсивное потребление. Поэтому индустрия тела в условиях рынка приобретает все более разнообразный характер. Куда ведет этот путь и возможна ли альтернатива?