Тема: Морозов Олег: Столкновение и взаимодействие культур в творчестве Орхана Памука (на основе романов «Снег» и «Черная книга»)

Москва
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков и регионоведения, кафедра региональных исследований, 4 курс, отделение региональных исследований и международных отношений

Книги турецкого писателя Орхана Памука, ставшего лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2006 г., пользуются огромной популярностью не только в Турции, но и во всем мире. Сегодня Памука ставят в один ряд с такими деятелями литературы, как Герман Гессе, Итало Кальвино, Джанет Уинтерсон, Джеймс Грэм Баллард и др. В начале девяностых итальянский писатель Марио Бьонди даже назвал Памука «турецким Умберто Эко», и с тех пор это прозвище прочно закрепилось за писателем во всем мире.
Творчество Орхана Памука уникально и разнообразно. Однако помимо неоспоримого литературного таланта, в его книгах прослеживается отражение современной действительности, понимание и осмысление которой необходимо в каждой стране. Основные вопросы, волнующие писателя – это проблемы европеизации, глобализации, радикального исламизма, столкновения культур, государственного произвола и др. И сегодня, когда темы о европейской идентичности поднимаются политиками и культурологами все чаще, а ислам неоспоримо входит в число европейских религий, книги Памука становятся чрезвычайно актуальными. Их популярность отчасти объясняется и возможностью взглянуть на них с культурологической точки зрения.
«Черная книга» и «Снег» относятся к числу тех романов, которые помогли Памуку завоевать мировую популярность. Смысловым центром этих романов, как и всего творчества писателя, является Турция, находящаяся на пересечении Востока и Запада, где культурные конфликты и религиозные противоречия достигают своей наивысшей точки. Столкновение культур в книгах Памука проявляется не только на социально-политическом, но и на личностном уровне. Противостояние государства и исламистких группировок, разворачивающееся в стране, которая изо всех сил пытается найти свой новый исторический путь, медленно перерастает в проблему выбора между исламом и Западом, постоянно встающего перед героями. В своих романах автор затрагивает также и материальные составляющие культур Востока и Запада, что прослеживается в описаниях Стамбула – города, которому в творчестве писателя уделено первостепенное внимание.
В представленном исследовании автор обращается к конфликту между исламом и Западом, который разворачивается на страницах книг турецкого писателя, показывая как культурологические проблемы находят свое отражение в современной художественной литературе.