Тема: Руханова Елена: Конструирование городского культурного ландшафта средствами экскурсии: на примере развития экскурсионного дела в Екатеринбурге 1990-2000 гг.

Екатеринбург
Уральский государственный университет имени А.М.Горького, факультет искусствоведения и культурологии, кафедра культурологии и СКД, 5 курс, специальность - культурология

В своей работе я рассматриваю изменения в тематике и формате экскурсий, которые произошли в Екатеринбурге с начала 1990-х по конец 2010 годов, с целью проследить и изменения в духовно-символическим ландшафте Екатеринбурга.
Проанализировав предложения и разработки туристических фирм в сфере городских экскурсий за два десятилетия, я пришла к следующим выводам.
1. тематика экскурсий в целом стала более разнообразной по сравнению с началом 1990-х годов. Если в 1990-е турфирмы в основном предлагали обзорные экскурсии по городу, которые включали «всего понемногу» (архитектурные памятники, знакомство с одним из заводов, например с Уралмашем), то сегодня большинство фирм видят свою целевую аудиторию дифференцировано, и предлагают специализированные экскурсии для школьников и абитуриентов (по вузам города), для верующих, для любителей старины, для тех, кто интересуется индустриальным прошлым города, VIP-экскурсии (экскурсия на самолете или вертолете).
2. Из разнообразной, почти трехсотлетней истории города в массовое сознание вошли буквально один-два эпизода как наиболее значимые. Один из них – это расстрел Николая II и его семьи в 1918 году. Сегодня практически каждая туристическая фирма предлагает такие экскурсии как «Последние дни Романовых», «Екатеринбург – царская голгофа», «Последние дни последнего русского царя». Романовская тема прочитывается в основном в религиозном ключе, и поэтому одними из самых популярных являются экскурсии связанные с религиозными объектами: Храма-на-Крови и комплекса на Ганиной Яме, экскурсии под названием «Православные храмы Екатеринбурга».
3. В самой тематике экскурсий активно (даже агрессивно) формируется имидж города в категориях «столичности». Ряд туристических агенств предлагает сегодня экскурсии под названием «От города – крепости к третьей столице» (агенство Travel Club), тем самым легитимизируя статус Екатеринбурга как «третьей столицы» России.
4. Наконец, в последние годы многие туристические агентства предлагают экскурсии по торговым центрам Екатеринбурга, такие как «Модный Екатеринбург»,  «Торговые центры Екатеринбурга», с заездом в аквапарк или боулинг.
Таким образом, развитие Екатеринбурга на рубеже ХХ-XXI веков характеризуется не только активным изменением физического пространства, т.е. появлением новых зданий, изменением привычных городских ансамблей, но и появлением и закреплением в общественном сознании новых образов, с которым  город начинает ассоциироваться. На место доминирующему в советское время образу города-завода и «опорного края державы» приходят образы «города-храма», «торгового центра», «третьей столицы», «Уральской голгофы». Тот факт, что эти образы из СМИ и речей политиков переместились в область экскурсионных маршрутов, говорит об их достаточной укорененности в массовом сознании и о том, что именно они преобладают в духовно-символическом ландшафте Екатеринбурга.

Отредактировано Руханова Елена (2010-07-22 00:56:38)

Re: Руханова Елена: Конструирование городского культурного ландшафта средствами экскурсии: на примере развития экскурсионного дела в Екатеринбурге 1990-2000 гг.

Елена, как Вы думаете, изменится ли что-то в политике Екатеринбургских туристических фирм в связи с невероятным развитием стрит-арта ( а точнее графити)? Ведь даже администрация города была вынуждена поддержать проект Стенография, который, несомненно, значительно изменил облик нашего города. Как вы думаете, готовы ли туристические фирмы работать и на молодежную целевую аудиторию? Возможно, они могут предложить что-то уже сейчас?