|
Научно-практический семинар
«АНАЛИЗ КИНОТЕКСТА»
14–16 марта 2013 года в рамках XLII Международной филологической конференции при участии Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии на Филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялась секция
«Кино-текст» — «Наррация желания в кинотексте»
Цели мероприятия: культурологическое рассмотрение наррации желания в кинотексте, семиотики нехватки и семиотики желания, идентификация образных и телесных схем, которые дают возможность сконструировать отсутствие на экране. Указанная цель реализуется на междисциплинарной основе, с привлечением аппарата искусствоведения, киноведения, культурной антропологии, литературоведения.
Отсутствие часто не менее важно, чем присутствие. Нехватка расширяет наши возможности или, напротив, сужает их. Нехватка порождает желание. В то же время желание может быть самодостаточным, не нуждающимся в ущербе для своего обоснования.
Семиотика нехватки, как и семиотика желания, различна в разные культурно-исторические периоды.
В кино и литературе нехватка и желание получают разные формы: слово, тело, человек, вещь, событие...
Какие образные и телесные схемы дают возможность сконструировать отсутствие на киноэкране? Как работает воображение желания? Как происходит наррация желания в фильме? По каким каналам? Если нарратив в своей основе не является укорененным в языке, но представляет собой ментальный конструкт, который может быть реализован в различных медиа, то сходны ли нарративы желания в тексте и кинотексте?
Вопросы, обсуждавшиеся в рамках работы секции
- Философия и эстетика нехватки
- Машины желания в кинотексте
- Наррация нехватки и наррация утраты
- Визуализация отсутствия в кинотексте
- Желание, его формы и виды в кинотексте
- Индивидуальное и коллективное желание
- Нарратив радости желания
- Воображение желания и желание воображать
- Цензура желания
В первый день работы секции обсуждались теоретические проблемы наррации желания в кинотексте, в т.ч. соотношение нарративов желания и насилия. Второй день был посвящен нарративу желания в советском кино. Во второй день также были проведены два круглых стола (по взаимосвязям польского и русского кинематографа и по феномену документа). Третий день — case-studies выражения желания и нехватки в кинотексте.
Структура
1. Круглый стол «Киноглаз: Россия и Польша» (15 марта 2013 года)
Модератор: Конева Анна Владимировна
Докладчики
- Jastrzębski Bartosz, Ph.D., доц., Университет Вроцлава, Вроцлав (Польша) • Россия в польском кинематографе после 1989 г.
- Morawiecki Jedrzej Bartlomiej, Ph.D., доц., Университет Вроцлава, Вроцлав (Польша) • Граница между документом и вымыслом в польских документальных фильмах о России
- Lewicki Arkadiusz, Dr.hab., проф., Университет Вроцлава, Вроцлав (Польша) • Рецепция российского кинематографа в Польше
Дискутант: Двинятина Жамила Рузмаматовна, к. ф. н., СПбГУ
2. Круглый стол «Феномен кинодокумента. Реальность и сюрреальность» (15 марта 2013 года)
Ключевой докладчик: Фоменко Андрей Николаевич, д. искусств., доц., «Фильмы продолжительностью в один кадр»
Модератор: Венкова Алина Владимировна
3. Заседания «Наррация желания в кинотексте» (14, 15, 16 марта 2013 года)
Модератором открывающего и закрывающего заседаний секции 14 и 16 марта 2013 выступил Степанов Михаил Александрович
В субботу 16 марта 2013 года в рамках секции состоялся доклад Аркадеуша Левицкого (Arkadiusz Lewicki, Uniwersytet Wrocławski) «Эротика в немом кино»
Встреча с автором книги «Секс и десятая муза» была посвящена эротике, присутствующей на экране в первые четыре десятилетия развития кинематографа (1894–1934). Нагота, эротика и любовь появились в кино уже в первые годы его существования, и, кажется, были неразрывно связаны с самой природой фильма. Автор представил свои исследования в этой области.
В работе секции приняли участие 35 российских ученых, работающих в различных сферах и областях современного гуманитарного знания, а также коллеги из Польши и Финляндии.
Программа: [скачать]
Фотографии
|