САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

Культурология как она есть и как ей быть (PDFPDF) (1,6 mb)

Культурология как она есть и как ей быть / Рос. ин-т культурологии МК РФ И РАН (С.-Петербург. отд-ние); Филос.-культурол. исслед. центр «Эйдос» (С.-Петербург. союз ученых); Глав. ред. Л. Морева. – СПб., 1998. – 406 с. – (Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры; Вып. 5). – Парал. тит. л., текст на рус. и англ. яз.

Содержание

I. Культурология как опыт
Морева Л. Опыт философской тематизации проблемы культуры (Патетические реминисценции советской культурологии). – С. 7-21.
Курикалов Ю. Культурологическая перспектива. – С. 22-26.
Соколов Э. Возможна ли культурология как наука? – С. 27-43.
Марков Б. Является ли понятие жизни актуальным для культурной антропологии? – С. 44-52.
Маилов А. Как возможна культурология. – С. 53-65.
Малахов В. культурология будущая и небудущая. – С. 66-72.
Верлока В. Культурология: удовольствие от смысла. – С. 73-83.
Прозерский В. Метахудожественное мышление и философия культуры. – С 84-88.
Григоренко А. Буквальные смыслы культурологии. – С. 89-94.
Рождественский А. Культурология - как она есть и как ей быть. – С. 95-115.
Туркина О., Мазин В. Лов перелетных означающих: отношение к культуре. – С. 116-124.
Жук И. Сад культуры как пространство смысла. – С. 125-143.
Грякалов А. ...Культура: телесность и текстуальность. Глубина и плоскость... – С. 144-166.
Матвеева А. Пустые места: топография. – С. 167-173.

II. Культурология как наука
Разлогов К. Структура и истоки современной культурологии. – С. 174-180.
Двинятин Ф. Культурологический дискурс в филологическом и общегуманитарном контексте. – С. 181-183.
Солонин Ю. К онтологической возможности философии культуры. – С. 184-194.
Уваров М. Возможна ли культурология как «чистая» наука? – С. 195-203.
Тульчинский Г. Культурология: от видения к видению. – С. 204-214.
Жидков В., Токарева Л. О предмете культурологии. – С. 215-224.
Рабинович В. Культурология - наука обо всем, при условии особого взгляда на это все. – С. 225-232.
Бочаров А. Культура как риторика. – С. 233-234.
Лебедев Г. Топохрон в культурном пространстве. К 70-летию Льва Самойловича Клейна. – С. 235-241.
Селиванов В. В глубине зеркал: культурология как наука XXI века. – С. 242-252.

III. Культурология как дисциплина и как учебник
Каган М. О структуре культурологического знания. – С. 253-256.
Иконникова С. Контуры исторической культурологии. – С. 257-267.
Соколов Е. Проблема «культурология». – С. 268-276.
Клейн Л. Культуролог – это кто? – С. 277-282.
Чебанов С. К постановке вопроса о предмете культурологии. – С. 283-288.
Клецкова И. Культурология как культурная самоидентификация. – С. 289-292.
Артемьева Т. Учебник как модель мира и социума. – С. 293-296.
Шифрин Б. Тема будет объявлена. – С. 297-301.

IV. Культурология как эксперимент
Левин С. Мы и Они (Talking Show). – С. 302-313.
Демичев А. Огонь, вода и медные трупы. – С. 314-329.
Драгомощенко А. В колесе зрения \ еще метафора... \ О лишнем. – С. 330-334.
Орлов Д. Перевернутый жест. – С. 335-338.
Сурова Е., Трофимов В. Постмодернизм и Рагнарёк (опыт преодоления). – С. 339-344.

V. Российские контексты культурологии
Казин А. Религия, цивилизация, культура (К вопросу о статусе культурологии). – С. 345-350.
Исупов К. «История русской литературы» как проблема культурологии. – С. 351-361.
Кузьмина И. Русская культура в ХХ веке. К проблеме выбора концепции. – С. 362-365.
Ярославцева Е. Натурфилософские проблемы в культуре России конца ХХ века. – С. 366-378.
Гогин А. К проблеме культурно-экологического кризиса. – С. 379-382.

VI. Ракурсы и сюжеты
Семенков В. Шекспир как репрезентация английской культуры (О социокультурных выводах одной литературной гипотезы). – С. 383-389.
Siparov S. Social Dance as a Social Thermometer. Dedicated to Selma Jeanne Cohen. – С. 390-392.
Fritsch-Oppermann S. Religious “Identity” in a Multicultural Society the Interdisciplinary task of Religious Studies and Theology Concerning Cultural Studies. – С. 393-398.
Helwig L. Transcultural Leadership Business in a Changing World. – С. 399-403.

КОНЦЕПЦИЯ

Философско-культурологический симпозиум «Культурология — как она есть и как ей быть?» (27.05. — 30.05.1998) продолжил ряд международных семинаров и конференций, организованных и проведенных Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии совместно с Философско- культурологическим исследовательским центром «Эйдос» (Санкт- Петербургский союз ученых). Среди них Международные Симпозиумы «В Лабиринтах культуры», «Размышления о Хаосе» и «Метафилософия — или философская рефлексия в пространстве традиций и новаций» (1996—1997 гг.), которые в силу своего принципиально междисциплинарного характера и внутренней ориентированности на предельную многоракурсность рассмотрения единого поля философско- культурологических проблем, подготовили достаточно серьезные основания для необходимого разговора о методологических особенностях междисциплинарных научно-исследовательских практик, обращенных к изучению феномена культуры в ее целостности. Базируясь на мировом опыте междисциплинарных исследований культуры, настоящий Симпозиум ориентирован на содействие открытию перспектив принципиально новых форм исследовательских практик и, в первую очередь, методологически выверенных междисциплинарных исследований, касающихся в целом культуры, языка, сознания, искусства, политики, общества в их динамичной целостности. Эпистемологические проблемы, связанные с изучением такого рода сложных предметов, неизбежно выводят на уровень философской рефлексии. Стратегическая значимость исследовательских интеллектуально- интенсивных усилий не только для понимания и описания происходящих в современной культуре процессов, но и для предельно достоверного прогнозирования их возможных последствий, несомненно, неизмеримо возрастает в условиях ориентационно-ценностных исторических трансформаций, с неизбежностью которых имеет дело современное человечество. Одна из особенностей «культурологического взгляда на мир» заключается в его комплексности. Культурология «универсальна». Она включает в поле своего анализа и экономические отношения, и художественные стили, и орфографические символы, и политические события. Предмет культурологии — это проблемы, возникающие в самых разнообразных переходах и границах. Рассмотрению этого комплекса теоретических и методологических проблем была посвящена работа Симпозиума. Четвертый международный философско-культурологический симпозиум «Культурология — как она есть и как ей быть «проводился в рамках долговременной научно-организационной и исследовательской программы Международного центра фундаментальных исследований современной культуры. Главной целью программы является создание многопланового информационно-коммуникативного пространства, обеспечивающего динамичность междисциплинарных практик, их эпистемологическую и эвристическую значимость. На уровне общекультурных мировых процессов, связанных с интенсивной дифференциацией, специализацией, размежеванием, с выработкой самозамкнутых языковых систем и ментальных структур, задача эта конкретизируется углубляющимся осознанием того, что дисциплинарные границы тормозят интеллектуальные усилия во многих областях, особенно в исследованиях, касающихся гуманитарной и социально-культурной сфер. Замысел провести данный симпозиум был вызван достаточно удручающим обстоятельством, а именно, нарастанием потока так называемой культурологической литературы (как учебного, так и научно-исследовательского характера),которую абсолютно невозможно читать не погружаясь в оторопь скуки. Но, разумеется, вовсе не интерес к выявлению причин «ментальной оскомины «, вызываемой культурологическими штудиями даже в своей собственной среде, определил характер симпозиума. Предельная внутренняя сосредоточенность, освобождение от суеты цеховых и дисциплинарных разборок, внимание к фундаментальным проблемам культуры и человека, поиск адекватного языка и аутентичного стиля, вырабатывание нетривиальных методологических ходов, чистота и проницательность чувства, мысли и слова и полная авторская свобода в выборе материала и пути для мысли, письма, текста и жизни. Примерно так ставилась задача. Панорамная встреча двух проблемных модальностей: демонстрационной, свидетельствующей о себе собственным письмом, текстом и мыслью (культурология как она есть), и неявной, поисково- вопрошающей, дающей о себе знать не в изъявительном, но, скорее, в сослагательном наклонении. Не долженствование, но вопрос звучал в словах «и как ей быть?»; каким путем будет складываться и развиваться культурологическое знание, культурологический опыт и как наука, и как искусство мысли и слова. Работа Симпозиума строилась в форме ежедневных пленарных заседаний и тематических круглых столов, в форме живых и продуктивных дискуссий. Программа включала следующие проблемные и тематические разделы:

  • Культурология как наука
  • Культурология как дисциплина
  • Культурология как опыт
  • Культурология как эксперимент
  • Российские контексты культурологии

Решение симпозиума

Философия, история и теория культуры — таково триединство собственно КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА, из которого вырастает КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА, со своими собственными интенциями систематизации и структурирования культурологического знания, вплоть до его прагматических приложений. То оправданное удивление и раздражение, зачастую вызываемое КУЛЬТУРОЛОГИЕЙ КАК ДИСЦИПЛИНОЙ, во многом определено казусом культурологии как интенсивно ангажируемой учебной дисциплины, при этом не имеющей еще своих собственных научно фундированных уровней. Эта ситуация, конечно же, требует вовсе не снисходительного возмущения, или оправдательного самоописания, но, прежде всего, науковедческого, философского и собственно культурологического внимания к тем процессам, которые происходят как на бытийных уровнях самой культуры, так и на эпистемологическом уровне познавательных и коммуникативных стратегий, обращенных к культуре. Современную культурологию выстраивает связка трех основных дисциплинарных традиций — философия культуры, история культуры, культурная антропология, причем именно культурная антропология в наибольшей степени обеспечивает идентичность культурологического дискурса. Именно их взаимодействие и позволяет говорить о самостоятельном существовании культурологии как сферы научного знания. Вместе с тем каждая из них сохраняет свою специфику и служит основанием особого направления культурологических исследований — соответственно гуманитарного, исторического и социологического. При всей разнородности источников и составных частей культурологии, именно их взаимодействие, взаимовлияние и взаимозависимость превращают эту сферу в самостоятельную отрасль знания, в то время как акцент на пограничных явлениях делает культурологию особенно перспективной и современной среди совокупности социальных и гуманитарных наук.


© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»
 
RIC