САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2011 год


Направление 1. Фундаментальные основания культурного многообразия

Рук.: д.ф.н. Спивак Д. Л.

Тема 1.1. Теория культурного многообразия: проблемы и перспективы. Рук.: д.ф.н. Спивак Д. Л., к.ф.н. Луняев Е. В.


В рамках темы 1.1. в первом полугодии проводилась научно-исследовательская работа по изучению актуальных аспектов теории культурного многообразия. К последним отнесены: разграничение предметных областей межцивилизационного, межкультурного, и межрелигиозного диалога; делимитация областей «диалога культур» и межкультурного диалога; вычленение общего и особенного в подходе к межкультурному диалогу в западных странах, РФ, и на исламском востоке; уточнение оптимальных путей вовлечения культурного наследия в область межкультурного диалога (по линиям «путей культуры», мест «общей памяти», тактик коррекции коллективных идентичностей. Результаты работы нашли применении в концепции и структуре публикации полного корпуса текстов трудов II Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» и очередного (№1(2) за 2011 год) выпуска «Международного журнала исследований культуры», посвященного тематической области «Свое и чужое в культуре».
В третьем квартале 2011 года проводилась разработка проблем и перспектив применения концепции Другого в культуре, развитой прежде всего трудами специалистов в области феноменологии диалога (Э.Левинас) и респонзивной рациональности (Б.Вальденфельс), применительно к проблемам теории культурного многообразия. Результаты работ прошли апробацию в ходе пленарного доклада представителя отделения на международной конференции «Прежде диалога: Тревога, ответственность и путь к новому гуманизму», проведенной на базе и под эгидой ЮНЕСКО (Париж, Франция) в сентябре 2011 г. Кроме того, проводилась доработка концепции и программы III Международного конгресса «Россия и Польша: память империи и империи памяти», намеченного к проведению на базе отделения в 2012 году, прежде всего по линии применения теории мемориализации к материалу культуры постимперских обществ, процессу формирования новых коллективных идентичностей в странах Восточной Европы и СНГ, а также актуальным проблемам актуального искусства в его отношениях с коллективной памятью.
В четвертом квартале проводилась разработка комплексного междисциплинарного изучения «трудных вопросов» в совместной истории соседних народов, по преимуществу на примере России и Польши, в контексте современных теорий мемориализации, межкультурного диалога и культурной идентичности. Результаты работы нашли применение в научной концепции и программе III Международного конгресса "Россия и Польша: Память империй / империи памяти», намеченного к проведению на базе отделения на апрель следующего, 2012 года. Кроме того, результаты исследования нашли себе воплощение в научной концепции и программе II Международной конференции «Начала русского мира», проведенной в октябре 2011 года на базе Всероссийского музея А.С Пушкина в Санкт-Петербурге, а также Музея-заповедника «Старая Ладога».

Тема 1.2. Стратегии и тактики межкультурного и межрелигиозного диалога. Рук.: д.ф.н. Светлов Р. В., д.ф.н. Спивак Д. Л.


В рамках темы 1.2. проводилась научно-исследовательская, научно-организационная и научно-издательская работа в рамках Международного долгосрочного проекта «Мировые религии в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания», инициированного и проводимого отделением, прежде всего по линии кафедры ЮНЕСКО, под методическим руководством и при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве, а также Бюро ЮНЕСКО в Алматы, в рамках трудов Международной Сети кафедр ЮНЕСКО/ЮНИТВИН по межрелигиозному диалогу для межкультурного понимания. В ходе отчетного периода, работа состояла в разработке концепции и программы масштабного международного междисциплинарного исследования, посвященного фундаментальным проблемам и перспективам межрелигиозного, прежде всего христианско-исламского диалога, в основном на материале и применительно к условиям РФ и стран СНГ; подборе экспертов международного уровня, представляющих академическую науку каждой из стран проекта (Российская Федерация (Москва, С.-Петербург, Дагестан), а также Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан) и организации их конструктивного взаимодействия в формате международного временного научно-исследовательского коллектива, а также в рамках созванного на базе отделения в апреле 2011 года Международного совещания экспертов; проведении научного редактирования заключающей выполнение проекта коллективной международной монографии «Мировые религии в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания. Христианство и ислам в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания в Российской Федерации и Восточной Европе, в Центральной Азии и на Кавказе / World Religions in the Context of the Contemporary Culture: New Perspectives of Dialogue and Mutual Understanding. Christianity and Islam in the Context of Contemporary Culture: New Prospects of Dialogue and Mutual Understanding in the Russian Federation and Eastern Europe, in Central Asia and the Caucasus» на русском и английском языке (общий объем около 30 а.л.), а также ее издании тиражом 400 экземпляров, в сотрудничестве со специализирующимся на публикации интеллектуальной литературы издательством «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц» и. наконец, в презентации указанной монографии в рамках международной научной конференции в штаб-квартире ЮНЕСКО (сентябрь 2011).

Тема 1.3. Культурные идентичности в пространстве социального воображения. Рук.: к.ф.н. Конева А. В.


В рамках темы за отчетный период проводилось исследование проблемы идентичности — одной из наиболее острых в современном мире, что связано с теми социальными, экономическими и культурными процессами, которые определяют социокультурную реальность как поле самоопределения индивидуальности.
В 2011 году исследование было сосредоточено на проблеме деятельности воображения и структурах воображаемого, которые рассматриваются не только и не столько как антропологические структуры, но и как структуры социальные. Главной целью исследования явилось формирование концептуального поля рассмотрения проблемы политики идентичности в условиях постиндустриальной цивилизации и новой парадигмы культуры, которая определяется как «парадигма различения».
Понятие воображения, традиционно бытующее в психологических науках, в философии и антропологии, равно как и в исследованиях культуры рассматривается преимущественно с позиции деятельности сознания — в контексте познания или же творчества. Продуктивное, креативное и социальное воображение очерчивает поле производства смыслов, в котором выстраиваются образы индивидуальности, формируя координаты идентичности. В рамках данной темы исследуются стратегии идентичности, которые выстраиваются исходя из различных оснований самоопределения, исследуются формы, в которых идентичность себя презентует, являет миру индивидуальность, формирует имидж, ставит проблему диалога индивидуальностей.
За 2011 год проведены исследования форм, способов функционирования и актуализации идентичности в поле воображаемого массовой культуры 90-х годов ХХ века на матеиале популярной литературы (женский иронический детектив) и популярного кино (телесериал), проведено изучение способов формирования, этапов развития и условий существования сообщества профессионалов модной индустрии, рассмотрены формы отражения национальной и гендерной идентичности в кинематографе. Проведен сравнительный анализ способов репрезентации гендерной идентичности на постсоветском пространстве. Исследовано функционирование моды в контексте воображения — продуктивного, креативного, социального. Проведено исследование форм репрезентации телесного. На материале кинотекста Т. Бертона проанализировано, каким образом репрезентация тела через одежду и отсылку к модным кодам настоящего и прошлого формирует временные рамки идентичности. Образы детства - подросткового возраста — юности исследованы через вестиментарные коды. По результатм исследования опубликованы шесть статей в журналах, входящих в список ВАК. Отдельные результаты исследований нашли выражение в концепции и содержнаии выпуска «Международного журнала исследований культуры № 4/2011 по теме «Культурная география». Руководитель темы выступил соредактором коллективной монографии «Концепты культуры и концептосфера культурологии» (науч.ред. Конева А.В., Никифорова Л.В.), в которой концепт представлен как код идентичности культуры, смысловое ядро, вокруг которого формируется поле социального воображения. Опираясь на разработку понятия «концепт» в лингвокультурологии (Ю.С. Степанов, В.В. Колесов) и в философии (Ж. Делез, Ф. Гваттари), авторы сборника исследовали различные сферы функционирования воображаемого: пространство и время, человек и общество, культурные практики и способы построения теорий.

Направление 2. Культурная миссия Российского Зарубежья

Рук.: д.т.н. Ивашинцов Д. А.

Тема 2.1. Культура российских диаспор за рубежом: история и современное состояние. Рук.: д.т.н. Ивашинцов Д. А.


В рамках данного направления в первом полугодии 2011 года проводилась работа по подготовке к выходу в свет очередного (пятого) номера альманаха «Русский мiръ. Пространство и время русской культуры». Проект связан с исследованием проблем гражданства на основе культурной идентичности в рамках концепции сетевых этнокультурных миров. В марте 2011 года был выпущен из печати пятый номер альманаха. Основные пролемы, рассматриваемые в рамках темы 2.1. нашли отражение в ключевых материалах альманаха: К 200-летию со дня рождения Г. Г. Гагарина; Борис Бьёркелунд. (Финляндия) «Воспоминания. Публикация и комментарии»; Филипп Серс. (Франция) «Об истинном в культуре»; Константин Лопушанский «Художник и его призвание в современном мире»; подборка материалов, посвященных православной аскезе и философской феноменологии; блок материлов, раскрывающих тему русской эмиграции первых трех волн в Финляндии.
В рамках темы также проводилась подготовка и реализация событий ХV Международного фестиваля искусств «Сергей Осколков и его друзья» (1–12 июня 2011 года, Санкт-Петербург — Петергоф — Ораниенбаум).
Во третьем квартале работа в преимущественно велась в рамках оформления концепции и структуры очередного (шестого) выпуска альманаха «Русский мiръ. Пространство и время русской культуры», выпущенного в свет в сентябре 2011 года. Презентация выпуска состоялась 19 сентября в фонде Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге. Ключевыми моментами выпуска явились: материалы к 90-й годовщине смерти А.А. Блока и гибели Н. С. Гумилёва,150-летию со дня отмены крепостного права в России, исследование пребывания великого князя Дмитрия Павловича в эмиграции, история создания и разрушения Царскосельского братского кладбища, реконструкция биографии документа (на материале дневника Веры Штейн в архиве ОГПУ), анализ дневника как понимания себя и «техники подчинения», исследование тем добра и зла в поэзии Фридриха Шиллера в связи с развитием русской литературы.
В рамках данной темы в четвертом квартале 2011 года проводилась работа по сбору и научному редактированию материалов седьмого выпуска альманаха «Русский мiръ. Пространство и время русской культуры. В работе находились следующие архивные материалы: статьи из «Русского альманаха», Париж 1981 г.: Сергей Лифарь «Танец навсегда», Михаил Андреенко «Журнал Шаршуна», Николай Ульянов «Золотая книга». Проведено научное редактирование первой части беседы Г.И.Сенкевич (СПбГСУ) с польским математиком Ежи Медушевским, активным участником жизни Московского университета. Беседа затрагивает период конца XIX начала XX века. Исторический ракурс исследования подержан работой над статьей о генерале Гернсдорфе (Татьяна Савельева (Дания). - Подготовлена к печати вторая часть очерка Архимандрита Августина Никитина «Иерусалим». Проведено редактирование статьи Ренэ Герра (Франция) «Н.И. Исцеленнов — архитектор, художник, книжный график». Статья сопровождается редким иллюстративным материалом из архивов автора. Готовится ряд материалов, посвященных феномену деревянной скульптуры. Подготовлены к публикации воспоминания Ю.А.Вахтеля, затрагивающие события 1917 года в России, период Гражданской войны и эмиграции. Выход очередного выпуска альманаха запланирован на первый квартал 2012 года.
Подготовка и выпуск альманаха сопровождается контактами с научной и культурной общественностью, как различных регионов России, так и зарубежными представителями русской культуры. В 2011 году состоялись выездные заседания в Пскове, Новгороде, Вологде, Сланцах. В Санкт-Петербурге встречи проводились в Национальной библиотеке, Русском музее, Доме учёных, Фонде художника Михаила Шемякина, библиотеке «Старая Коломна». В Санкт-Петербурге, Париже и Мюнхене были организованы встречи с зарубежными философами, культурологами и славистами.

Направление 3. Актуальные направления в теории художественного опыта

Рук.: к.культ. Венкова А. В.

Тема 3.1. Художественный опыт в картине мира. Рук.: к.культ. Венкова А. В.


Первое направление в рамках данной темы, разрабатываемое в 2011 году, было связано с анализом философского, литературного и кинематографического отражения «опыта перехода» как элемента экзистенциальной вписанности человека в мир. В рамках темы исследовались rite de passage (обряды перехода) как нарративные модели в русской литературе ХХ–XXI века. Материалом исследования выступили литературные нарративы, запечатлевшие опыт пороговой ситуации и опыт перехода, разрабатывались основания литературной антропологии опыта в определении структуры ситуации перехода и выявлении семантики и закономерностей функционирования нарративных и дискурсивных моделей опыта перехода в литературе ХХ–XXI века. В рамках данной тематики затрагивались следующие задачи:
  • определение понятие rite de passage и его места в современных антропологических дисциплинах;
  • обозначение основных положений антропологии опыта; разведение понятия чистого опыта — experience и опыта как an experience, в т.ч. в проекции на оппозицию Erfahrung — Erlebnis;
  • связь категори опыта с рассказыванием и характеристика литературного rite de passage; прояснение значение термина в применении к литературе;
  • формулировка основные положения литературной антропологии опыта;
  • введение понятий «нарратив опыта», «сюжет перехода», «событие перехода», «дискурс перехода» для анализа нарративных и дискурсивных моделей опыта перехода в литературе, характеристика вариантов нарративизации «первичного» и «вторичного» опыта перехода;
  • экспликация семантики, синтактики и прагматики rites de passage в литературе ХХ–XXI вв.;
  • обозначение и исследование литературных вариантов rite de passage, а) инициированных стратегией автора текста, находящегося в ситуации перехода, б) зафиксировавших «первичный» опыт перехода, в) зафиксировавших «вторичный» (рефлективный, или мифопоэтический) опыт перехода;
  • установление и рассмотрение нарративных стратегий и интермедиальной метафоризации, коррелирующих с техникой rite de passage.
Материал исследования включал в себя художественные произведения писателей первой волны эмиграции (В. Набоков, Г. Газданов, М. Осоргин, Н. Берберова), третьей волны (Н. Малаховская) и четвертой волны (М. Шишкин, А. Лебедев, Ю. Кисина), произведения русских символистов (Андрей Белый, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Блок), романы, повести, рассказы советских авторов (А. Толстой, Л. Леонов, Ю. Олеша, К. Симонов, В. Кожевников, А. Чаковский, М. Бубеннов), так называемую «вторую прозу» (К. Вагинов, А. Николев) и современную русскую прозу (В. Пелевин, В. Сорокин, М. Рыбакова, П. Пепперштейн, Э. Лимонов). Поскольку исследование литературных rites de passage часто оказывается невозможным без привлечения интертекста, в поле зрения попали произведения Метерлинка, Марло, Шекспира, Гете, По, Лонгфелло, Конан Дойля, Радклифф, Бекфорда, Матьюрина, Достоевского и многих других авторов, а также в ряде случаев произведения визуального и перформативного искусства. Методологическую основу исследований составила антропология опыта позднего В. Тернера, эстетическая теория и метафизика опыта Дж. Дьюи, учение о знаках Ч.С. Пирса, герменевтический метод В. Дильтея, Х.-Г. Гадамера, инициационная структура, разработанная В.Я. Проппом на материале волшебной сказки и Дж. Кэмпбеллом на материале героических мифов, теоретические положения М.М. Бахтина, связанные с философией поступка и события, принципы естественной нарратологии М. Флудерник, теория интертекста и работы по психоистории русской литературы и теории литературы И.П. Смирнова, а также заложенные И.П. Смирновым основания философской и литературной антропологии, литературная антропология Вольфганга Изера, дискурс в понимании М. Фуко, нарратология В. Шмида, работы по теории сюжета Ю.М. Лотмана, В.И. Тюпы, когнитивный подход к метафоре Дж. Лакоффа и М. Джонсона, схема концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера, метафизика натуральных комплексов и метафизика человеческого процесса Дж. Баклера.
Обряд перехода выступает как онтологическое утверждение о мире и как универсальная операционная метафора художественного нарратива. Художественный нарратив опыта перехода, как и сам обряд перехода, обладает фазовой структурой, инициируется на сюжетном уровне кризисом или нехваткой и предполагает трансформацию субъекта перехода. Ситуации перехода, с одной стороны, воспроизводятся в художественном тексте, с другой — особым образом моделируют художественную реальность, в свою очередь, подверженную дальнейшей семантической трансформации. Выделение сюжета перехода, его синхронический и диахронический анализ дополняют существующие подходы к литературоведческому анализу произведения и вносят вклад в построение истории русской литературы в целом.
Результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций в отчественных и международных изданиях, в концепции и содержании № 2(3) «Международного журнала исследований культуры» «Теория искусства и художественное воображение XXI века.
В рамках данной темы проводилась исследовательская работа по теоретическому фундированию понятия «кинотекста», вошедшего в название постоянно действующего ежемесячного семинара «Анализ кинотекста», проводимого СПб отделением РИК совместно с СПбГУ. В исследованиях, посвященных кино, с настойчивой регулярностью повторяется термин «кинотекст», под которым часто подразумевают не более чем информационное сообщение, изложенное средствами кинематографа. Однако еще в 1927 г. Ю. Тынянов в работе «Об основах кино» задал некоторые возможные подходы к кинотексту как к комплексному и многозначному понятию: разложение киноповествования на «симультанные» ряды зрительных представлений, поиски специфического «героя» кино, отличного от видимой на экране вещи, и выделение в киноповествовании особой «смысловой вещи», анализ приемов выразительности в кино и литературе, сопоставление романа и киноромана, исследование сюжета и фабулы в кино, изучение стиля и жанра в кино в отношении к литературным стилям и жанрам и т.д. В 1920-е гг. к исследованию кино обращается Н.И. Жинкин и рассматривает специфику кинематографического пространства и времени на фоне живописи и литературы, а также механизмы кинематографичности в поэзии, живописи и театре и категорию события. Стремясь к описанию синтаксиса событий и отводя кинематографу роль интерпретатора событий, Жинкин определяет кино в первую очередь как искусство событий. С.М. Эйзенштейн, озабоченный в большей степени определением специфики киноязыка, сравнивает кинокадр с иероглифом японской пиктографии и, соответственно, разрабатывает концепцию иероглифического кинописьма; Ю.М. Лотман считает кино особого рода повествованием, рассказом и рассматривает типы киноповествования и элементы киноязыка, то есть подходит к фильму как к знаковой системе в динамике; М. Ямпольский прочитывает фильм как художественный текст во всем богатстве ассоциативных и интертекстуальных связей и следует за нарративом в отдельных фильмах. В то же время многие исследователи ставят под сомнение как текстоцентрический, так и лингвоцентрический подходы к кино, отказываются изучать кино как текст и не признают связи между кинокадром и словом. В силу этого в рамках темы проводился анализ самого термина «кинотекст». Исследовалось, насколько оправдано обращение к кинотексту как к объекту филологического исследования. Изучалась специфика данного исследования.
Термин «кинотекст» многозначен и обладает комплексным характером. Определение кинотекста возможно лишь внутри выделяемых типов отношений между кино и текстом, только на основе и исходя из характера их взаимодействия. В результате, можно говорить о кинотексте как о сочетании вербального и визуального, как о проявлении в кинотексте вербального текста, как о разных видах интертекстуальности в кинематографе, рассматривать наррацию в кино, доэкранную и послеэкранную жизнь литературного текста и т.д. Каждый из подходов к кинотексту фокусирует внимание на его отдельных аспектах, которые собственно и структурируют термин «кинотекст» в каждом случае. Кино имеет дело со «смысловыми вещами» — видимыми вещами, взятыми в их разнообразных отношениях и преображенными искусством кино. За видимым миром — «видимым человеком» и «видимой вещью» — стоит смысловая перепланировка мира (Юрий Тынянов). В задачи описываемого этапа входило раскрытие содержания данной смысловой перепланировки мира, изучались формы ее воздействия на филологическое исследование кинотекста.
В рамках данной проблематики также проводится исследование повествовательной роли кинематографа, который взял на себя некоторые функции, от которых отказалось модернистское искусство, из-за чего позиция современного кинокритика напоминает «наивную» позицию художественного критика XVIII–XIX вв. Для обоснования этого тезиса привлекается материал изобразительного искусства — салонная живопись XIX века и работы современных фотохудожников. Изучалась также проблема интеграции фотографии в художественную систему, первые попытки которой предпринимаются в XIX в. Цель исследования состояла в выявлении и сравнительном анализе основных методов эстетической адаптации фотографии в период между 1850-ми и 1900-ми гг. Были выделены две основные модели такой адаптации, основанные на «исправлении» фотографии в соответствии с конвенциями эстетического сознания той эпохи.
Результаты исследования нашли выражение в концепции постоянно действующего научно-практического семинара «Анализ кинотекста» и ряде статей и выступлений отдельных сотрудников отделения.
В рамках направления также продолжено обоснование концепции интермедиальности как авторской стратегии, охарактеризованы основные художественные приемы ее реализации в произведениях европейского искусства рубежа XIX-XX веков (художественной литературы, графики, живописи).
Интермедиальность рассмотрена как универсальный принцип творчества и как авторская стратегия. Интермедиальность в качестве авторской стратегии стала одной из главных стилевых черт современного искусства (в широком смысле, как искусства от конца XIX века до настоящего времени).
Материал искусства рубежа XIX-XX веков позволил охарактеризовать основные художественные приемы, при помощи которых автор получает возможность реализовать интермедиальность как авторскую стратегию в произведении искусства.
За отчетный период были изучены возможности применения концептуально-методологической базы теории интертекстуальности к анализу не только произведений литературы, но и других видов искусства, каждый из которых обладает собственным уникальным языком — своеобразной интерсубъективной практикой и особым способом перераспределения знаковой системы. Эти языки разных видов искусства определяются в исследовании как «медиа», а их взаимодействия в тексте — как «интермедиальность». Проведенный анализ позволяет заключить, что интермедиальность существует как свойство текста и как авторская стратегия.
Результаты исследования были апробированы в ходе ряда научных конференций, основные выводы нашли выражение в серии научных статей.
За отчетный период в рамках указанной темы проводилось также изучение искусства Абхазского царства VIII–XI вв. Среди теоретических задач исследования в 2011 г. на первом месте стояло определение места лапидарной коллекции, хранящейся на горе Анакопия, в современной ей художественной культуре сопредельных регионов. Немаловажным было также определить ее место в хронологической школе эпохи Средневековья.
Теоретические посылы были успешно реализованы на практике. Среди практических целей — уточнение датировки вышеозначенного собрания, и утверждение его хронологической гомогенности. Произведено установление круга иконографических и стилистических параллелей. Образы кошачьего хищника, быка, разные виды крестов, а также геометрические и растительные орнаменты включены в общекультурный контекст такого художественного явления как Македонский ренессанс. Они находят аналогии в фасадной пластике Тао, Кларджети, Великой Армении, а также во фресках ряда церквей центральной Анатолии, то есть Каппадокии.
Уточнено также функциональное значение некоторых резных плит, несколько камней атрибутированы и идентифицированы как части алтарной преграды, внешней и внутренней облицовки комплекса церковных зданий.
Поставленные в рамках данного раздела цели цели достигнуты, теоретические и практические выводы воплотились в цикле публикаций, в том числе и монографических, будучи предварительно опробованными в профессиональной среде, во время специализированных конференций и симпозиумов.

Тема 3.2. Кураторская деятельность на современном этапе: тактики и стратегии. Рук.: к.культ. Соколова И. Б.


В рамках данного направления в течение 2011 года проводилась разработка темы: «Роль куратора в проектной деятельности художественного музея». Первый этап (первый квартал 2011 г.) исследования был посвящен осмыслению значения «проектной идеологии» в современной музейной культуре России.
В первом полугодии был проанализирован характер проектной деятельности ведущих петербургских музеев (Эрмитаж, ГРИ, РЭМ и др.), а также рассмотрены принципы работы крупнейших межмузейных проектов России: Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей», портала «Музеи России», конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» и «Детские дни в Петербурге», акция «Ночь музеев». Теоретической основой исследования выступили работы А.Г. Раппопорта, В.М.Розина, представляющие философско-методологическое осмысление процессов социокультурного проектирования.
Было выявлено, что проект — особая форма организации деятельности, позволяющая учреждениям культуры привлекать альтернативные ресурсы, осуществлять децентрализованные культурные контакты, налаживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций. Проект законодательно поддерживается в России как эффективная современная модель управления в сфере культуры. Специфика проекта как организационно-управленческой формы в сфере культуры — его финансовая и институциональная гибкость; отсутствие привязки к конкретным организациям культуры; направленность на социокультурный результат. Работа над проектами призвана активно дополнить уже существующую систему управления музеем и дать возможность субъектам культурной политики реализовывать в процессе сотрудничества разнообразные творческие идеи.
Особое внимание было уделено опыту Государственного Эрмитажа по формированию и реализации проекта «Эрмитаж 20/21», как наиболее масштабной и амбициозной российской музейной инициативе. Исследование велось на материале информационных (пресс-релизы, статьи, интервью сотрудников) и научных (каталоги) публикаций ГЭ, критических выступлений в прессе. Была систематизирована информация о выставках и др. мероприятиях, проведенных ГЭ в рамках программы «Эрмитаж 20/21», оценены ее стратегии, ресурсы и этапные результаты, проанализирован текущий проект - «Генри Мур в Эрмитаже» и взято интервью у зав. сектором современного искусства ГЭ Д.Ю. Озеркова.
Во втором полугодии проводилось исследование форм кураторской активности в современных петербургских музеях. Согласно предварительно разработанной типологии музейных проектов, для анализа в качестве «внемузейной инициативы» рассматривалась деятельность Творческого объединения кураторов ТОК и его лекционно-выставочная программа «Навстречу другому». Деятельность ТОКа направлена на разработку и курирование национальных и международных проектов, в основе которых лежит исследование культурных процессов современного общества. Музей не входит в сферу специальных интересов объединения, однако становится основной площадкой и смысловым аккумулятором программы. Исследование велось в форме изучения проектной документации, осмысления экспозиционных решений, интервьюирования кураторов.
Среди предварительных выводов по данной теме следующие: кураторские проекты сегодня продолжают быть сферой особых ожиданий музея (источником притока средств, новых посетителей, внимания СМИ и общественности). Проектные инициативы привносят существенные изменения в жизнь музея, актуализируют его деятельность в соответствии с тенденциями социокультурной реальности. В отечественной практике отсутствует необходимая дистанция между традиционным ходом музейной жизни и кураторской активностью: крупные и статусные музеи оказывают давление на работу куратора, напротив, так называемые «малые музеи» в рамках проекта склонны к утрате идентичности, некритическая реализация проекта часто оборачивается формой их концептуальной эксплуатации со стороны куратора. В ситуации «внемузейной инициативы» эта дистанция в основном выдерживается, музей и кураторский проект находятся в паритетных отношениях, их взаимные ожидания уравновешены, что сказывается в качестве и целостности кураторского продукта.
Помимо институциональной составляющей кураторской активности проводился анализ ее концептуальных оснований. Опираясь на понимание кураторской деятельности как особого типа социальной и художественной активности, направленной как на сопровождение творческого процесса, так и на формирование законов функционирования арт-среды и трансляцию индивидуальной (оригинальной) концепции посредничества, проводился поиск особых культурных (смысловых) лакун, к заполнению, тематизации и концептуализации которых кураторы обращаются в первую очередь. Одной из таких «серых» зон в современной российской культуре остается уровень непосредственного взаимодействия художника и власти. Стратегии подобных взаимодействий отличаются от ранее описанных (на примерах кураторской деятельности Олега Кулика и Марата Гельмана) своими трансгрессивными свойствами — выходом в расширенное пространство борьбы, к фактическому (физическому) художественному жесту. Таким образом, в рамках дальнейшей разработки данного научного направления могут быть поставлены следующие задачи:
  • определение связей между феноменом кураторской деятельности и практиками арт-акционизма;
  • исследование способов явления арт-акционизма в современной российской культуре;
  • анализ изменений внутри концепции кураторской деятельности (как следствия структурных трансформаций арт-среды);
  • изучение медийного измерения арт-акционизма.
Понимая под арт-акционизмом искусство действия (action art), следует, прежде всего, обозначить ключевые фигуры этого художественного направления, как в России, так и за рубежом. В ситуации современности художник-акционист превращается в особый тип борца, ведущего явную или скрытую войну с господствующей системой. Значение института кураторства в этом случае трансформируется, распадаясь на два способа функционирования. В первом случае, художники сознательно отказываются от какого-либо сопровождения (социального, финансового, концептуального), манифестируя самодостаточность и отчасти вне-социальность. Так функции распространения, извещения и курирования принимает на себя медиасреда. В другом случае, фигура куратора сохраняет свое прежнее значение и функции, но модифицируется ее идеологическая составляющая — куратор более не предлагает собственный «взгляд» на творческие концепции, а только лишь сопровождает их представление. При этом, такая упрощенная форма кураторской деятельности актуальна только для современного арт-акционизма.
Результаты исследований по данной теме нашли выражение в концепции и содержании № 2(3) «Международного журнала исследований культуры» «Теория искусства и художественное воображение XXI века», а также в ряде курируемых сотрудниками отделения мероприятий, в серии докладов и научных статей.

Направление 4. Гуманитарные технологии виртуальных коммуникаций

Рук.: к. культ. Венкова А. В.

Тема 4.1. Гуманитарные технологии виртуальных коммуникаций: на материале закрытых академических сетевых сообществ. Рук.: к.культ. Венкова А. В.


Вторым направлением в рамках темы 4.1. в отчетный период явился поиск методологии исследования медиареальности. Преимущественное место в исследовании занимает выработка концептуальных основ анализа — дефиниция основных понятий медиареальности, таких как медиа, тело, машина и др. Цель данной работы - исследовать эпистемологические аспекты современной медиафилософской рефлексии и предложить релевантный концептуальный аппарат для перспективных исследований медиа и максимально эффективного использование медиатехнологий. Основной задачей является формирование концептуального пространства понимания медиа в современных теориях, анализ инструментальных, аппаратных и прочих представлений медиа.
В рамках данного направления решалась задача описания и исследования множественности измерений новых медиа с использованием концептуального аппарата медиафилософии. Основной темой исследований данного периода явился анализ базовых аспектов определения новых медиа, под которыми понимаются цифровые технологии во взаимосвязанном множестве их конкретного воплощения. Основное внимание было уделено определениям новых медиа и условиям их возникновения в работах В.Флюссера, Л.Мановича, Н.Больца. На основании проведенного анализа можно заключить, что новые медиа не могут быть сведены к сети Интернет, так как образуют собой единство множества игровых пространств технического, социально-политического, психологического взаимодействия с непредсказуемыми эффектами. Выделяя новые моменты, меняя точки зрения, медиа переписывают реальность, которая становится возможной только благодаря им. На основании проведенного анализа утверждается: медиа машинным образом осуществляют смыслогенез, участвуя в производстве реальности, в том числе и нового сенсорного уровня (медиасреды). Это дает возможность продуктивного исследования процессов формирования медиареальности.
Теоретические результаты исследования представлены в публикациях обозначенного периода, выступлениях на международных конференциях, а также в концепции и содержании серии книг о становлении, структуре и взаимосвязи феноменов медиа в искусстве, повседневности, философии и социальной практике «Machina Media», запланированной к выпуску в 2012 году, структуре и содержательном наполнении № 3(4) «Международного журнала исследований культуры» «Культурная история медиа».
Практическая составляющая исследования нашла воплощение в работе Сетевого сообщества «Российская культурология». В течение года было выпущено 9 номеров информационного бюллетеня сообщества, проведен ряд виртуальных опросов и дискуссий. В рамках данной темы на базе сообщества совместно с Московской Школой культурного моделирования в отчетный период был начат интернет-проект «Современная российская идентичность: ее возможные основания и воплощения. Точка зрения культурологов». Проект предполагает опрос научного сообщества культурологов по следующим проблемам: каковы социальные основания для национальной солидарности и идентичности: политические, этнические, социально-структурные, конфессиональные; каковы исторические основания национальной солидарности и идентичности: мемориальные («историческая память»), актуальные («социальная прагматика»), прогностические («национальный проект»); что сегодня представляется наиболее актуальным основанием и целью национальной солидарности и идентичности; каковы возможные формы практического воплощения национальной солидарности и идентичности и их символические выражения; какую национальную и культурную политику следует вести в поддержку предлагаемой модели солидарности и идентичности, каковы прогнозируемые последствия ее осуществления. Материалы в интернет-исследование будут принимаются до 31 декабря 2011 года. Тексты, отобранные организаторами, планируется опубликовать в специализированной электронной коллективной монографии.
Совместно с Центром медиафилософии Санкт-Петербургского государственного университета продолжена работа над электронной коллективной монографией «Современное искусство и медиа», которая должа выйти из печати в 2012 году. Цель реализуемого проекта — представление работ ведущих исследователей в области новейших видов искусств: media art, hybrid art, digital art и т.д., анализ медиальных составляющих современного искусства и трансформации их теоретического осмысления. Особый интерес представляют трансформации самого понятия «медиа» от «инструмента» («средства») к «среде».
В рамках темы 4.1. на базе портала Сетевое сообщество «Российская культурология» совместно с Сибирским федеральным университетом и рядом других организаций в 2011 году был проведен 2-й тур Всероссийского Делфи-опроса экспертов по проблемам и перспективам развития высшей школы в России в горизонте времени до 2030 года. Опрос был направлен на разработку «видения» будущего высшей школы, подготовку рекомендаций для общественно-государственной политики в области образования, науки и инноваций. Результатами опроса должно стать формирование поля сценариев будущего высшей школы в России, разработка «дорожной карты», подготовка рекомендаций для Правительства РФ по мерам государственной политики в сфере высшего образования, науки и инноваций.

Публикации

Общеинститутские издания

  • Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Тексты участников Второго Российского культурологического конгресса с международным участием» (Санкт-Петербург, 25–29 ноября 2008). — СПб: Эйдос, 2010. — 3504 с. (фактически вышла в январе 2011 года и в предыдущие отчеты не включалась).
  • Международный журнал исследований культуры. - 2011. — Вып. 1(2) «Свое и Чужое в культуре» - 160 с.
  • Международный журнал исследований культуры. - 2011. — Вып. 2(3) «Теория искусства и художественное воображение ХХI века» - 158 с.
  • Международный журнал исследований культуры. - 2011. — Вып. 3(4) «Культурная история медиа» - 120 с.
  • Международный журнал исследований культуры. - 2011. — Вып. 4(5) «Культурная география» - 145 с.
  • Альманах "Русский мiръ. Пространство и время русской культуры". Вып. 5. — СПб: Международная ассоциация «Русская культура. - 384 с.
  • Альманах "Русский мiръ. Пространство и время русской культуры". Вып. 6. — СПб: Международная ассоциация «Русская культура», 2011. — 365 с.
  • Труды Первой Международной конференции "Начала Русского мира", состоявшейся 28-30 октября 2010 года. - СПб, Русско-Балтийский инф. центр "Блиц", 2011. - 320 с.
  • Мировые религии в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания. Христианство и ислам в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания в Российской Федерации и Восточной Европе, в Центральной Азии и на Кавказе / Отв. ред. Д. Л. Спивак, С. Шенкман. — СПб: Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии / Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2011. — 232 с. World Religions in the Context of the Contemporary Culture: New Perspectives of Dialogue and Mutual Understanding. Christianity and Islam in the Context of Contemporary Culture: New Prospects of Dialogue and Mutual Understanding in the Russian Federation and Eastern Europe, in Central Asia and the Caucasus / Eds. D. Spivak, S. Shankman. — St. Petersburg: St. Petersburg Branch of the Russian Institute for Cultural Research / Russian Baltic Information Center “Blitz”, 2011. — 208 p.
  • Электронная публикация материалов Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (26-28 октября 2010 года):
    • Семиотика культуры: антропологический поворот. Коллективная монография. / Отв. Редакторы И. Е. Фадеева, Г. Л. Тульчинский. — СПб.: Эйдос, 2011. — 362 с.
    • Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций. Коллективная монография. / Отв. редактор Н. П. Копцева. — СПб: Эйдос, 2011. — 174 с.: илл., видео.
    • Культурология техники и инженерной деятельности. Коллективная монография. / Отв. редактор Н. Г. Багдасарьян. — СПб: Эйдос, 2011. — 202 c.
    • Образ и понятие в культурологии и научной онтологии. Коллективная монография. / Отв. редактор Н. В. Серов. — СПб: Эйдос, 2011. — 642 с.: илл.

Научные публикации сотрудников СПб отделения РИК

Монографии

  • Е. Ю. Ендольцева Соль земли: образы апостолов в позднеантичном мире. — СПб.: Изд-во РХГА, 2011. - 259 с.
  • Фоменко А. Н. Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства. — СПб.: Изд-во СПГУТД, 2011. — 184 с.
  • Искусство Абхазского царства VIII — XI вв. Христианские памятники Анакопийской крепости. Отв. ред. и сост. Е. Ю. Ендольцева. - СПб, 2011. - 272 с.
  • Концепты культуры и концептосфера культурологии. Коллективная монография. / Под ред. Л.В. Никифоровой, А. В. Коневой. — СПб.: Астерион, 2011. — 381 с.
  • Медиафилософия VΙΙ. Медиареальность субъекта. / Под редакцией В. В. Савчука, М. А. Степанова. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2011 260 с.

Статьи

  • Бугаева Л. Д. Пелевин: не(о)психоделическая проза о психоделиках // Die Welt der Slaven. LVI, München, 2011. S. 251–269 (1,35 п.л.).
  • Бугаева Л. Д. Zoom-in: вампир в эпоху масс-медиа. Синий диван № 15, 2010. Рецензия // Международный журнал исследований культуры. Электронный ресурс. http://culturalresearch.ru/ru/bc15
  • Бугаева Л. Д. «Насекомое: динамика кинематографического образа» // Международный журнал исследований культуры. - 2011. - № 02 (3). «Теория искусства и художественное воображение XXI века». — С. 89-93.
  • Бугаева Л. Д. Кино-текст: прояснение значения // Мир русского слова. 2011. № 4. В печати
  • Бугаева Л. Д. Набоков и Данте // Данте: Pro et Contra. — СПб: Изд-во РХГА, 2011. В печати
  • Бугаева Л. Д. Утопия и La Belle Йpoque // Кризисы культуры и авторы на границе эпох в литературе и философии. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. В печати
  • Бугаева Л. Д. Парадигма интертекстуальности в «Соглядатае» Набокова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология, востоковедение, журналистика. 2011. Вып. 4. (1 п.л.; в печати).
  • Бугаева Л. Д. «Бесы» Вайды, Камю и Достоевского // Французская литературная классика на русском экране и русская на французском. М.: ВГИК (0,6 п.л.; в печати).
  • Бугаева Л. Д. Литературный дневник секретного агента // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология, востоковедение, журналистика (1 п.л.; сдано в печать).
  • Бугаева Л. Д. Утопия и La Belle Époque // Кризисы культуры и авторы на границе эпох в литературе и философии (1 п.л.; сдано в печать).
  • Венкова А. В. Икона и идол: феноменология взгляда Жана-Люка Марьона. Заметки о книге «Перекрестья видимого» // Международный журнал исследований культуры. — 2011. — Вып. 2. «Свое и Чужое в культуре». — С. 141-144.
  • Венкова А. В. Видеть и говорить. О книге Д. Элкинса «Исследуя визуальный мир» // Международный журнал исследований культуры. — 2011. — Вып. 3. «Теория искусства и художественное воображение XXI века». - C. 151-155.
  • Венкова А. В. Марсель Дюшан «Фонтан». Случай Ричарда Матта // Мировая художественная культура в памятниках. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. — С. 85-93.
  • Ендольцева Е. Ю. Об одном мотиве украшения алтарных преград в западном Закавказье// «Проблемы древней и средневековой археологии Кавказа». Материалы Международной археологической конференции, посвященной памяти М. М. Трапш (08-12.11.2008). АБИГИ АНА, Сухум. 2011. - С. 127 — 130.
  • Ендольцева Е. Ю. Об одном мотиве украшения алтарных преград в западном Закавказье// Российское византиноведение. Традиции и перспективы. Тезисы докладов XIX Всероссийской научной сессии византинистов. Москва 27 — 29 января 2011 года. Москва, 2011. - С. 96 — 99.
  • Endoltseva E. Image of afterlife in medieval plastic art of Abkhazia// IKON. Journal of iconographic studies. Iconography of the death. Vol. 4. Rijeka. 2011. - P. 19-27.
  • Ивашинцов Д. А. Мерцание гонга // Альманах "Русский мiръ". — 2011. - № 5. - С. 69-84.
  • Ивашинцов Д. А. «Альманах Русский мiръ» , // Россия и современный мир& - 2011. - № 1. - C. 232-236.
  • Конева А. В. Пространство гуманитарного дискурса в контексте современной культуры // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. — М., 2011. — С. 272-277.
  • Конева А. В. Переживание Ничто. Рецензия на книгу С.А. Лишаева «Старое и ветхое: опыт философского исследования» // Международный журнал исследований культуры. - 2011. - № 2. — С. 167-169.
  • Конева А. В. Выводы из истории мировой культуры: к вопросу о типологии // Творческое наследие М.С. Кагана: традиции и трансформации в современной культуре. — СПб.: СПбГУП, 2011. — C. 97-106.
  • Конева А. В. Мужество, справедливость, честь: культурологические размышления о фильме «Железная хватка» // Международный журнал исследований культуры. Электронный ресурс. http://culturalresearch.ru/ru/cinema/61-truecrit
  • Конева А. В., Егоркин В. Г. Экспертиза и рецензирование научных статей в области исследований культуры // Философия и культурология в современной экспертной деятельности: коллективная монография. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. — С. 364-376.
  • Конева А. В. «Мир модных»: конкурентное поле для творческой личности // "Герменевтика сообщества" - материалы конференции / отв. ред С.И. Голенков. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2011. - С. 181-198.
  • Конева А. В. «Импорт иронии» и новая матрица гендерной идентичности в российском социальном воображении // Общество. Среда. Развитие, № 3-2011. — C. 81-86.
  • Конева А. В. Столкновение социальных мифологий и метаморфозы идентичности: рецепция польского иронического детектива в российской экранизации. // Мир русского слова. 2011. № 4. В печати
  • Конева А. В. Формирование системы европейской моды как формы существования творческого сообщества // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. В печати
  • Конева А. В. Креативное и социальное воображение в моде // Вестник Балтийского государственного университета им. И. Канта. В печати.
  • Конева А. В. Концептуализация индивидуального в европейской теоретической рефлексии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. В печати.
  • Луняев Е. В., Никонова А. А. Пути взаимодействия музеев и ВУЗов в пространстве культуры // Материалы серии Региональной итоговой конференции для музейных специалистов из стран СНГ «Управление музеем ¬– ХХI век». — CD (Электронное издание). — 0,5 п.л.
  • Ляшко А. В. Лофты в художественной культуре современного Петербурга: освоение концепта// Концептуальные образы Санкт-Петербурга в современной российской и европейской культуре, искусстве и литературе: Материалы Международной конференции 31 мая — 2 июня 2010 года. СПб: Издат. дом «Петрополис», 2011. — С. 432-443.
  • Ляшко А. В. Проектные перипетии современной культуры и музей// Музей и проблемы "культурного туризма". Материалы десятого круглого стол. — СПб.: Изд. Гос. Эрмитажа, 2011. — С. 85-92.
  • Ляшко А. В. Проект: энтузиазм и сомнение современного музея. К исследованию явления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. - № 2. - С. 165-169.
  • Ляшко А. В. Лексикон современного искусства. — СПб.: Изд. РХГА, 2010 (в соавторстве М.В.Бирюковой, А.А. Никоновой, С.В. Кудрявцевой). Статьи: Визуальная культура С.10-12, Проект С. 36-39, Лэнд-арт С. 67-68, Средовой музей С. 77, Творческий кластер С.78-80, Фастфуд выставочный С. 81-84.
  • Ляшко А. В. Проектные перипетии современной культуры и музей// Музей и проблемы "культурного туризма". Материалы десятого круглого стол. — СПб.: Изд. Гос. Эрмитажа, 2011. — С. 85-92
  • Ляшко А. В. Музейный проект как опыт идентичности: образ России в мировом культурном пространстве //Культура России: Информационно-аналитический сборник. 2011. М.: ФГУП «ГИВЦ Минкультуры России», 2011. - С. 170-185.
  • Светлов Р. В. Собирание себя. Вступительная статья // Д.К. Бурлака. Мышление об Откровении. — СПб: Изд. РХГА, 2011. 0,2 а.л.
  • Светлов Р. В. Катары (перевод латинских свидетельств, комментарии) // Книга еретиков. — СПб.: Амфора, 2011, 0,4 а.л.
  • Светлов Р. В. Сократ и "Спартанский мираж" // Мнемон. Выпуск 10. — СПб. — 2011. - С. 363-375.
  • Светлов Р. В., Галанин Р.Б. Мегарский диалог «Теэтет» и Платоновские стратегии определения знания. // Вестник РХГА. Выпуск 4. — 2011. В печати.
  • Соколова И. Б. Миф о Вечном Возвращении: о книге Кети Чухров «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства» // Международный журнал исследований культуры. - №2(3). — 2011. — С. 29-32.
  • Соколова И. Б. «Сегодня в искусстве возможно все»: Интервью с Томасом Дрейером / Международный журнал исследований культуры. - №2(3). — 2011. - С. 34-37.
  • Соколова И. Б. Триумф художественной воли // Концепты культуры и концептосфера культурологии. — СПб: Астерион, 2011. — C. 337-345.
  • Соколова И. Б. «Я не различаю ни наций, ни отечества…»: идеи Г.В. Лейбница к организации науки в России // Тезисы XXXII международной годичной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники по теме «Санкт-Петербург как научный центр в области космических исследований и ракетно-космической техники (к 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина). — СПб., 2011. — С. 111-112.
  • Спивак Д. Л., Венкова А. В. III Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации: фундаментальная категория на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания» // Мир культуры и культурология. Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Выпуск I. СПб, Издательство РХГА, 2011. - C. 331-337.
  • Spivak D., Zakharchuk A., Smirnova T., G.Yakupova, V.Kupriyanova, I.Spivak. Religiosity and alterations of consciousness related to aging and longevity, and their genetic correlates // Toward a Science of Consciousness. Brain. Mind. Reality. Stockholm, s.l., 2011, P.125.
  • Спивак Д. Л. Введение / Introduction // Мировые религии в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания. Христианство и ислам в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания в Российской Федерации и Восточной Европе, в Центральной Азии и на Кавказе. - СПб: Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии / Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2011. С.5-11 / World Religions in the Context of the Contemporary Culture: New Perspectives of Dialogue and Mutual Understanding. Christianity and Islam in the Context of Contemporary Culture: New Prospects of Dialogue and Mutual Understanding in the Russian Federation and Eastern Europe, in Central Asia and the Caucasus. — St. Petersburg: St. Petersburg Branch of the Russian Institute for Cultural Research / Russian Baltic Information Center «Blitz», 2011. — P.5-10.
  • Степанов М. А. Этика доходящего тела. // Антропологика: альманах философский, культурологический, антропологический. Выпуск 1. / отв. Ред. В. А. Сулимов, И.Е.Фадеева. — Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. - С. 104-114.
  • Степанов М. А. К возможности проективной субъективности. // Медиафилософия VΙΙ. Медиареальность субъекта. / Под редакцией В. В. Савчука, М. А. Степанова. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2011. - С. 51-58.
  • Степанов М. А. Призрачные ресурсы термина «призрак». О книге Н. Сосны «Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное. // Международный журнал исследований культуры. — 2011. №2(3). С.156-159.
  • Степанов М. А. Режим: Театр. Интервью с Кети Чухров. // Международный журнал исследований культуры. — 2011. №2(3). С.28-33.
  • Степанов М. А. Machina ludens: размерность новых медиа // Международный журнал исследований культуры. — 2011. №3(4). С.40-43.
  • Степанов М. А. Шестое чувство. Рецензия на книгу «Чувство, тело, движение» // Международный журнал исследований культуры. — 2011. №3(4). — С.83-84.
  • Степанов М. А. Мышление кино. Рецензия на книгу Оксаны Булгаковой «Советский слухоглаз: Кино и его органы чувств» // Международный журнал исследований культуры. — 2011. №3(4). С.80-82.
  • Степанов М. А. Мышление телом: критерии истины. // Практики признания истины: Сборник статей, посвященных 65-летию доктора философских наук, профессора Бориса Ивановича Липского / Отв.ред. В.В.Савчук, А.Б.Паткуль. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - С. 292-302.
  • Тимашков А. Ю. «Я, вечное дитя»: поэзия австрийского художника Эгона Шиле // Современное искусство в контексте глобализации: Наука, образование, художественный рынок: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 4 февраля 2011 года. - СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 124-126.
  • Тимашков А. Ю. Интермедиальность как свойство текста и как авторская стратегия // Вестник Орловского государственного университета: Серия Новые гуманитарные исследования. 2011. - №5(19). - С. 366-368.
  • Фоменко А. Н. Производственное искусство: попытка определения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение; филологические науки. — 2011. — № 1. — С. 6 — 8.
  • Фоменко А. Н. Два аллегорических нуара // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение; филологические науки. — 2011. — № 3. — С. 40 — 44.
  • Фоменко А. Н. Comedy of remarriage: от мифа к роману // Искусство кино. — 2011. — № 10. В печати.
  • Фоменко А. Н. Эффект Медведкина — Брейгеля // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение; филологические науки. — 2011. — № 4.
  • Фоменко А. Н. Модернизм Уайлдера, или Film noir около 1950 года // Искусство кино. — 2011. - № 12.

© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»