САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

logo

Научно-практический семинар
«АНАЛИЗ КИНО-ТЕКСТА»


В 2010 году в рамках XXXIX Международной филологической конференции была создана секция «Кино/текст», поставившая своей задачей формирование проблемного поля исследований кино-текста. В 2011 году секция «Кино-текст» успешно продолжила свою работу, число участников (из России, Украины, Германии) выросло с 30 до 50, количество дней заседаний увеличилось с двух до трех. На секции было принято решение создать постоянно действующий семинар «Анализ кинотекста». Семинар основан совместно Санкт-Петербургским государственным университетм и Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии. Первое заседание состоялось 27 сентября 2011 года.

Основные цели семинара

  • разработка основных положений теории кинотекста и методологических подходов;
  • создание единой концепции кинотекста и единого научно-исследовательского аппарата;
  • формирование круга единомышленников — основы школы кинотекста и интеллектуальной среды для исследования кинотекста;
  • проведение теоретических и прикладных исследований кинотекста;
  • активизация научно-исследовательской, педагогической, информационной деятельности в области теории кинотекста.

Тематическое поле исследования

  • Методологические проблемы изучения кинотекста

  • Филологическое исследование кинотекста
  • Язык кино и вербальный язык
  • Текст и кинотекст
  • Семиотика кинотекста
  • Прагматика кинотекста
  • Кинотекст и кино-вещь
  • Анализ кинотекста (структурный, лингвокогнитивный, культурологический, дискурсивный)
  • Кинотекст и структуры опыта
  • Динамика текста и кинотекста
  • Нарратология. Нарратив и кинонарратив
  • Кино и литература
  • Киножанр / литературный жанр / теория жанров
  • Перевод кинотекста



Заседания исследовательского семинара «Анализ кино-текста»


8 ноября 2013

foto В 16:00 в кино-зале Санкт-Петербургского государственного университета в рамках семинара «Анализ кино-текста» состоится выступление с.н.с сектора фундаментальных исследований культуры, доктора искусствоведения Андрея Николаевича Фоменко «Жан Пенлеве и сюрреалистическое движение».
Фильмы Жана Пенлеве (1902–1989) принадлежат одновременно двум контекстам — научно-популярному кинематографу и художественному авангарду. Будучи профессиональным зоологом, использовавшим медиум кино для исследовательских целей, Пенлеве в 20-е годы стал участником сюрреалистического движения. Его фильмы, посвященные разным живым организмам (в частности, обитателям морских глубин — осьминогу, морскому коньку, креветке, морскому ежу, моллюску Acera, — для съемки которых Пенлеве разработал специальное оборудование), отражают один из наиболее интересных аспектов сюрреалистической эстетики, описываемый понятием «конвульсивной красоты» и связанный с обращением к естественнонаучной тематике.


23 мая 2013

23 мая в 18:30 в Санкт-Петербургском университете в рамках семинара «Анализ кино-текста» профессор Генри Бэйкон прочтет лекцию «Смешение людей — реальных, фикциональных и воображаемых». Одна из основных задач когнитивного анализа фильма — исследовать, каким образом наше восприятие и пониманимание реального мира взаимодействует с восприятием и пониманием аудиовизуального нарратива. Например, реальные люди, как и фикциональные персонажи, ментально конструируются на основе минимальной информации посредством определенных схем, разворачивающихся в нашем сознании. Данный процесс является составной частью концептуального аффективного смешения, в котором третьим компонентом выступает способ конструирования характеров в нашем воображении. Анализ подобных процессов требует использования неоформалистского подхода.


foto Генри Бэйкон — профессор кафедры кино и телевидения университета Хельсинки (Финляндия), автор монографий Luchino Visconti — Explorations of Beauty and Decay (1998), Audiovisuaalisen kerronnan teoria (Теория аудиовизуальной наррации, 2000), Elokuva ja muut taiteet (Фильм в отношении к другим видам искусства, 2005) и Väkivallan Lumo (Очарование фикционального насилия, 2010).

Место проведения: Кинозал Филологического факультета СПбГУ, Университетская наб., д. 11.

27 мая 2013

pict   Лекция Ирины Соколовой «Поэтика предела: кинотексты Мэтью Барни»
Очередное заседание семинара «Анализ кино-текста» пройдет 27 мая в 18:30 в Кинозале филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Лекцию «Поэтика предела: кинотексты Мэтью Барни» прочтет старший научный сотрудник сектора фундаментальных исследований культуры СПб отделения РИК Ирина Соколова.
Кинематограф Мэтью Барни — закрытый, но бесконечный космос. Сюжеты и смыслы кинотекстов плотно прилегают к семантике художественных, полимедийных проектов автора. Разговор, который ведет со зрителем Барни не-нарративен и направлен на освобождение феномена кино в сознании смотрящего, на манифестацию возможности кинотекста действовать самостоятельно, представляя чистую силу, а не отражение традиции.
В лекции представлен анализ экспериментального фильма Мэтью Барни Drawing Restraint 9 (2005) — части многолетнего проекта художника и самостоятельного произведения, ставшего предельной точкой, где пересекаются основные концепты его творчества.


11 апреля 2013

11 апреля 2013 года в 17:30 Александр Вяльямяэ в рамках поcтоянно действующего семинара «Анализ Кино-текста» прочтет лекцию «Кино как инструмент исследования: от нейрокино к имплицитным интерактивным парадигмам».

Зачастую документальный фильм может служить основой для интерактивного кино — такого кино, где сюжет, атмосфера или поведение героев могут меняться в зависимости от эмоциональных и когнитивныx реакций зрителя, как сознательных (например, от мимики) так и подсознательныx (например, от частоты биения сердца или активности головного мозга). Что такое нейрокино? Спoсoбны ли эти технологические новшества изменить роль режиссера в процессе создания художественного произведения?


foto Александр Вяльямяэ (Aleksander Väljamäe), PhD, ведущий научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии Биолого-почвенного факультета СПбГУ, стипендиат Мари Кюри, занимается исследованием влияния аудиовизуальной информации (музыки, виртуальной реальности, кино) с особым акцентом на новых медиа форматах (нейрокино, интерфейсы мозг-компьютер).
Место проведения: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская наб., д. 11, ауд. 191.

14–16 марта 2013

Cекция «Кино-текст» — «Наррация желания в кинотексте» в рамках XLII Международной филологической конференции.

XLII Международная филологическая конференция, Секция «Кино|текст», 14–16 марта 2013 года, Санкт-Петербург

[смотреть материал]

Программа: [скачать]

1 февраля 2013

1 февраля 2013 года в 16:00 Маргарита Борисовна Капрелова прочтет лекцию «Сновидение в кино как феномен художественной реальности».
Искусство обращалось к феномену сновидения испокон веков. Трудно назвать вид искусства, в котором так или иначе не затрагивалась бы эта тематика. С появлением кинематографа аналогии между сновидением и «тенями экрана» стали еще теснее, ведь кино природа сновидения ближе, чем какому-либо другому виду искусства. Объектив камеры почти с самого начала его сотворения отождествлялся с человеческим глазом, рассматривался как своего рода «внутреннее око» и наделялся психическими свойствами.
Какая связь между природой кинообраза и сновидением? Как репрезентируется сновидение на разных этапах развития кино? Как актуализируется феномен сновидения в современных условиях, в частности, в чем его влияние на тему виртуальности в кинематографе?
В докладе будут рассмотрены классические приемы сновидений в авторском кино (Л. Бунюэль, И. Бергман) и в постклассической традиции (В. Вендерс) как переходной стадии к реальности, смоделированной компьютером.


foto

Маргарита Борисовна Капрелова — кандидат искусствоведения, доцент, член Союза кинематографистов РФ, доцент кафедры искусствознания Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, в течение долгого времени была научным сотрудником сектора кино и телевидения Российского института истории искусств, автор монографии «Ирреальное на экране: от сновидений к виртуальности» (в печати) и более 20 статей, посвященных различным вопросам теории и истории кинематографа.


Место проведения: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская наб., д. 11, ауд. 25. Начало в 16:00.

10 декабря 2012

10 декабря 2012 года Андрей Щербенок прочтет лекцию «"Сшитая" вера: кино и идеология в СССР и России»

Хотя идеология лежит в основе любого кинематографа, национальные кинотрадиции различаются как структурой их взаимодействия, так и механизмами зрительской интерпелляции. В свою очередь, статус идеологии влияет и на отношение зрителя к диегетическому миру фильма.

В докладе советская и российская кинотрадиция будет проанализирована в со-противопоставлении с классическим Голливудом.


foto

Андрей Щербенок — профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, почетный член научного общества Шеффилдского университета, к. ф. н.; Ph. D. по киноведению и критической теории (Университет Калифорнии в Беркли), автор книг и статей о русском, советском и постсоветском кино, русской литературе, теории травмы, советской идеологии и исторической памяти.

Место проведения: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, ауд. 188 (кафедра истории русской литературы).

23 ноября 2012

Янина ПРУДЕНКО

Лекция «Молчание в кино. Типология новых средств киновыразительности»

В 2012 году призером многих кинофестивалей стал фильм французского кинорежиссера Мишеля Хазанавичуса «Артист», который, игнорируя новейшие технологии, обратился к теме Великого немого. Опыт Хазанавичуса не единственный: фильмы «Немая жизнь» (2012) Влада Козлова, «Las Meninas» (2008) Игоря Подольчака, «Доктор Плонк» (2007) Рольфа Де Хера, «Антенна» (2007) Естебана Сепира, «Клеймо на мозге» (2006) Гая Мэддина, «Юха» (1999) Аки Каурисмяки, «Забытое серебро» (1995) Питера Джонсона также были сняты в стилистике немого кино начала ХХ века.

Особенное место в истории кино занимают фильмы, снятые без слов, возникшие на перепутье художественного и документального жанров. Это трилогия «Каци» (1983, 1988, 2002) Годфри Реджио, «Хронос» (1985), «Sacred site» (1986) и «Барака» (1992) Рона Фрике, «Пепел и снег» (2002) Грегори Кольбера, «Деказия» (2002) Билла Моррисона. Желание показать несостоятельность слова возникает у Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана, Энди Уорхла, Отара Иоселиани, Леонида Осыки и других.

Возникает вопрос: какие есть антропологические основания для «немого» кино в эпоху, которая позволяет кино быть суперреалистичным? Ответ на данный вопрос и станет главной темой лекции, где молчание в кино будет рассмотрено, с одной стороны, как созидающий, с другой — как деконструирующий художественный прием.


19 июня 2012

Любовь БУГАЕВА, cтарший научный сотрудник сектора историко-компаративных исследований культуры

Лекция «Когнитивный анализ кинотекста»

В исследованиях, посвященных кино, с настойчивой регулярностью повторяется термин «кинотекст», под которым часто подразумевают не более чем информационное сообщение, изложенное средствами кинематографа. Однако еще в 1927 г. Ю. Тынянов задал подходы к кинотексту как к комплексному и многозначному понятию: разложение киноповествования на «симультанные» ряды зрительных представлений, поиски специфического «героя» кино, отличного от видимой на экране вещи, анализ приемов выразительности в кино и литературе и т. д. Один из актуальных подходов к исследованию кинотекста — когнитивный анализ, позволяющий раскрыть способы конструирования смысла. Опираясь на центральное для эстетики Марка Джонсона понятие «телесного ума», когнитивный анализ фокусирует внимание на реализации схемы тела в кинотексте: на образных схемах и концептуальных метафорах фильма и на той роли, которую тело играет в процессе смыслообразования и кинонаррации.

В лекции представлен когнитивный проект исследования кинотекста и кинонарратива с примерами когнитивного анализа фильмов.


24 мая 2012

Михаил СТЕПАНОВ, научный сотрудник сектора фундаментальных исследований культуры СПб отделения РИК.

Лекция «Машина-платье порождает желание, или диспозитив vs аппарат»

В лекции проведены различия в терминологии аппаратной теории кино (Бодри, Метц) и на стыке двух понятий — «диспозитив» и «аппарат» введено третье — «машина», которое рассмотрено на материале фильма Алекса ван Вармердама «Платье».

Герой фильма, подобно Носу у Гоголя, не человек, а вещь — актор, в данном случае — яркое платье, проходящее путь от создания хлопка до дыма крематория. Использование концепта «машина» (Делёз/Гваттари) позволяет наметить контуры человеческого вне бинарностей искусственное/естественное, природное/социальное, красивое/некрасивое, живое/мертвое и т. д.

Машинный ассамбляж платья собирает персонажей и открывает их желания. В ситуации, когда человек не требуется, когда он автоматизирован, пробуждение желания создает воображаемый мир, не менее реальный, чем окружающая действительность.


24 марта 2012

Дмитрий ГОЛЫНКО-ВОЛЬФСОН, научный сотрудник Российского института истории искусств МК и РАН

Лекция «Век живых мертвецов: зомби, биополитика и кино» в Лофте Фонда поддержки современного искусства Rizzordi Art Foundation.

Зомби, зловещие живые мертвецы, занятые ненасытным пожиранием человеческой плоти и невозвратно утратившие когнитивные способности, а также эмоционально-волевую сферу, по ходу лекции были рассмотрены на стыке двух дискурсов: с точки зрения теории биополитики и на материале истории кинематографа.

Анонс лекции: [скачать]

23–27 марта 2012

Cекция «Кино-текст» в рамках XLI Международной филологической конференции.

XLI Международная филологическая конференция, Секция «Кино|текст», 26–27 марта 2012 года, Санкт-Петербург

Целями секции явились: культурологическое рассмотрение искусства кино как текста, обнаружение в литературном тексте специфических типов дискурсивных построений, связанных с «эффектом кино» в вербальных видах искусства. Реализация указанной цели на междисциплинарной основе, с привлечением аппарата искусствоведения, киноведения, культурной антропологии, литературоведения.

В первый день работы секции обсуждались проблемы существования Визуального опыта в процессе литературного творчества. Второй день был посвящен обсуждению следующих проблем: cимвола и метафоры, интертекстуальности и автотекстуальности в кинотексте. Состоялись следующие заседания: Круглый стол «Визуальное в процессе литературного творчества» (26 марта 2012 года), заседания «Cимвол и метафора в кино-тексте», «Интертекстуальность и автотекстуальность в кинотексте» (27 марта 2012 года).

Докладчики: Щербенок Андрей Валерьевич, к.фил.н. (СПбГУ); Смирнов Игорь Павлович, профессор (Констанц, Германия); Фоменко Андрей Николаевич, д.иск.н., профессор, (CПб ГУТД, СПб РИК); Чукуров Андрей Юрьевич, к.культ., доцент (РГПУ, Санкт-Петербург); Конев Владимир Александрович, д.филос.н, проф., заслуж. деятель науки РФ (СамГУ, Самара); Конева Анна Владимировна, к.филос.н., доцент (РГПУ им. Герцена, СПб РИК).

Полная программа секции: [скачать]

24 октября 2011

Ян ЛЕВЧЕНКО, профессор Национального Исследовательского Университета — Высшая Школа Экономики, Москва).

Доклад «К истокам исследования кинотекста: русская формальная школа (Б. М. Эйхенбаум и В. Б. Шкловский о кино)».

27 сентября 2011

Игорь СМИРНОВ (проф., Констанц, Германия)

Доклад «Кино-текст в рамках философии и теории медиальности: медиадискурсивность, pictorial turn, кинооптика литературы»

Доклад сопровождался обсуждением книги Смирнов И. П. Видеоряд: Историческая семантика кино. — СПб.: Петрополис, 2009.

Партнеры проекта




© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»