САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

Серия книг «Мир культуры» основана в 2007 году
Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии
на базе издательства «Алетейя»

Басов М. Я. Избранные труды по педагогической психологии. Кн.1: Общие основы педологии. – СПб: Алетейя, 2007. – 776 с. – (Серия «Мир культуры»).

М. Я. Басов (1892–1931) – выдающийся российский психолог XX века, представитель петербургской психологической школы, ближайший ученик А.Ф. Лазурского. Блестящий исследователь, крупный организатор, автор оригинальной концепции, которую весьма высоко оценивали зарубежные коллеги: «Концепция этого исследователя как никакая другая заслуживает эпитета “величественная”, включает в себя рассмотрение фундаментальных психологических проблем, новое видение предмета психологии...» Влияние взглядов Басова на развитие отечественной психологической науки связывают прежде всего со становлением деятельностного подхода.

Содержание

Е. В. Левченко. Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция Жизненный путь М.Я. Басова. – С. 7.
Посткритический образ концепции М.Я. Басова. – С. 12.
Истоки системы взглядов М.Я. Басова: психологические концепции В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. – С. 15.
Периодизация становления психологической концепции М.Я. Басова. – С. 20.
Резюме. – С. 36.
Вспоминая М. Я. Басова. – С. 38.

М. Я. Басов.
Общие основы педологии Предисловие к 1-му изданию. – С. 43.
Предисловие ко 2-му изданию. – С. 45.
Предисловие к 3-му изданию. – С. 47.

Часть вторая (аналитическая)
Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие.

Отдел третий
Основание психологии

Глава седьмая. Предмет исследования. – С. 51.
Глава восьмая. Методологические заключения. – С. 69.
Глава девятая. Проблема психологического развития человека. – С. 80.

Отдел четвертый
Организация процессов поведения (структурный анализ)

Глава десятая. Понятие организации процесса поведения и задачи исследования. – С. 102.
Глава одиннадцатая. Структурные элементы и механизмы их взаимной связи. – С. 112.
§ 1. Понятие стимула. – С. 113.
§ 2. Понятие реакции. – С. 121.
§ 3. Основной механизм связи структурных элементов. – С. 126.
§ 4. Понятие акта. – С. 131.
Глава двенадцатая. Стимуляция поведения человека в ее развитии. – С. 133.
§1. Источники стимуляции. – С. 133.
§2. Стимулы и детерминация процесса поведения. – С. 144.
Глава тринадцатая. Структурные формы (Формы организации процесса). – С. 155.
§ 1. Основные структурные формы. – С. 156.
§ 2. Переходные и смешанные структурные формы. – С. 166.
Глава четырнадцатая. Структура разных видов деятельности. – С. 182.

Отдел пятый
Внутренние механизмы поведения

Глава пятнадцатая. Эмоциональные установки. Природа явления и задача его психологического развития. – С. 196.
Глава шестнадцатая. Эмоциональные установки. Развитие их. – С. 217.
§ 1. Первичные эмоции ребенка. – С. 219.
§ 2. Механизм развития. – С. 226. § 3. Вопрос о классификации эмоций. – С. 236.
§ 4. Органические эмоции. – С. 238.
§ 5. Индивидуальные эмоции. – С. 241.
§ 6. Социальные эмоции. – С. 253.
§ 7. Эстетические эмоции.
А. Общие вопросы. – С. 272.
Б. Развитие эстетических эмоций. – С. 280.
Глава семнадцатая. Регуляция поведения. – С. 292.
§ 1. Общие замечания. – С. 292.
§ 2. Развитие регуляции поведения у ребенка. – С. 300.

Отдел шестой
Формы активности

Предварительные замечания. – С. 317.
Глава восемнадцатая. Моторная активность. – С. 320.
Глава девятнадцатая. Восприятия. – С. 351.
§ 1. Общая характеристика. – С. 351.
§ 2. Развитие процессов восприятия и наблюдения. – С. 364.
A) Первоначальные возможности ребенка. – С. 364.
Б) Общие вопросы и закономерности развития. – С. 369.
B) Цвет, форма, величина. – С. 377.
§ 3. Эйдетизм. – С. 406.
Глава двадцатая. Воспроизведение. – С. 414.
§ 1. Общие вопросы. – С. 414.
§ 2. Развитие памяти. – С. 418.
Глава двадцать первая. Речь. – С. 439.
§ 1. Факторы развития. – С. 439.
§ 2. Первые стадии развития. – С. 449.
§ 3. Характерные черты последующего развития. – С. 457.
§ 4. Социальная функция речи у ребенка. – С. 473.
Глава двадцать вторая. Мышление. (Понятие мышления). – С. 483.
§ 1. Функция мышления. – С. 483.
§ 2. Ступени восприятия явлений и соответствующие им формы мышления. – С. 487.
§ 3. Речь и мышление. – С. 494.
§ 4. Организация процессов мышления. – С. 499.
§ 5. Логические формы мышления в их отношении к психологии. – С. 506.
Глава двадцать третья. Мышление. (Развитие мышления). – С. 516.
§ 1. Практически-действенное и конкретно-образное мышление. – С. 516.
§ 2. Конкретно-образное и абстрактное мышление. – С. 534.
Глава двадцать четвертая. Проблема одаренности. – С. 559.
§ 1. Понятие одаренности. – С. 559.
§ 2. Развитие одаренности. – С. 572.
§ 3. Исследования и измерения одаренности. – С. 580.
Глава двадцать пятая. Игра. – С. 595.
Глава двадцать шестая. Детский Труд. – С. 624.
Глава двадцать седьмая. Детские коллективы. – С. 659.
Глава двадцать восьмая. Социальные отношения в их развитии. – С. 669.
§ 1. Отношения сотрудничества – антагонизма и борьбы. – С. 669.
§ 2. Отношения симпатии – антипатии. – С. 679.
§ 3. Отношения властвования – подчинения. – С. 682.
Глава двадцать девятая. Проблема мировоззрения в педологии. – С. 692.
§ 1. Понятие мировоззрения. – С. 692.
§ 2. Мировоззрение и ребенок. – С. 698.
§ 3. Развитие мировоззрения у ребенка и определяющие его факторы. – С. 704.
§ 4. Содержание мировоззрения и программа его исследования. – С. 711.
Глава тридцатая. Характерные черты и путь развития детского мировоззрения. – С. 725.
Социальная действительность. – С. 747.
Примечания. – С. 760.
Предметный указатель. – С. 771.
Именной указатель. – С. 780.

Басов М. Я. Избранные труды по педагогической психологии. Кн.2: Воля как предмет функциональной психологии. Методика психологических наблюдений над детьми. / М.Я. Басов; отв. ред. Е.В. Левченко. – СПб: Алетейя, 2007. – 544 с. – (Серия «Мир культуры»).

Впервые переиздаются наиболее значительные работы выдающегося отечественного психолога, представителя петербургской психологической школы Михаила Яковлевича Басова (1892-1931), ученика А.Ф. Лазуревого. В монографии «Воля как предмет функциональной психологии» (1922) рассматривается сущность этого психического явления, приведен критический анализ теорий воли, подробно проанализированы данные эмпирических исследований. Приводится полный текст сохраняющей свое значение и в настоящее время работы «Методика психологических наблюдений над детьми» (1926), в которой дан детальный и всесторонний анализ теории и практического применения метода наблюдения. В архивной части настоящего издания впервые опубликованы воспоминания учеников и современников М.Я. Басова, прозвучавшие на вечере, посвященном 75-летию со дня его рождения.

Содержание

ВОЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

I. O понятии функциональной психологии и ее задачах. – С. 7.
II. Воля как регулятивный фактор душевной жизни. – С. 16.
III. Волевое усилие как одна из основных психических функций. – С. 21.
IV. Внимание как единственная форма проявления регулятивной волево-функции. – С. 31.
V. Волево-регуляция интеллектуальных и эмоциональных процессов. – С. 44.
VI. Волево-регуляцня внешней деятельности. – С. 62.
VII. Основные направления волевой регуляции. – С. 73.
VIII. Воля и личность. – С. 110.

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ НАД ДЕТЬМИ

Предисловие к первому изданию. – С. 117.
Предисловие ко второму изданию. – С. 119.
Предисловие к третьему изданию. – С. 122.
Введение. – С. 124.
§ 1. Метод наблюдения в науке вообще, в психологии и в педагогике в частности. – С. 124.
§ 2. Анализ процессов восприятия и наблюдения. – С. 130.

Часть I. ПРЕДМЕТ НАБЛЮДЕНИЙ.

Глава I. Личность как организм. – С. 149.
Глава II. Поведение личности как предмет изучения. – С. 155.
Глава III. Структура поведения. – С. 161.
Глава IV. Стимуляция поведения. – С. 170. Глава
V. Внутренние механизмы поведения. – С. 181.
§ 1. Элементарные основания. – С. 181.
§ 2. Эмоциональные установки организма, их значение в поведении и развитие. – С. 188.
§3. Регуляция процессов поведения. – С. 200.
Глава VI. Формы активности в поведении ребенка. – С. 208.
§ 1. Моторная активность. – С. 208.
§ 2. Речь ребенка. – С. 218.
§ 3. Восприятия. – С. 226.
§ 4. Воспроизведение (память). – С. 234.
§ 5. Мышление. – С. 242.
Глава VII. Творческая деятельность. – С. 252.

Часть II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ

Глава VIII.
Цель наблюдений. – С. 276.
§ 1. Научная теоретическая цель. – С. 276.
§ 2. Педагогическая практическая цель. – С. 283.
Глава IX. Наблюдатель и его культура. – С. 290.
Глава X. Значение схемы для наблюдения. – С. 299.
Глава XI. Наблюдатель и наблюдаемый, их взаимоотношения. – С. 307.
Глава XII. Процесс и техника наблюдений. – С. 334.
§ 1. Техническая фиксация поведения. – С. 334.
§ 2. Фиксация поведения посредством записей. – С. 337.
Глава XIII. Наблюдение главнейших видов деятельности ребенка-дошкольника. – С. 349.
§ 1. Рисование. – С. 349.
§ 2. Обед. – С. 357.
§ 3. Прогулка . – С. 359.
§ 4. Занятия в детском саду (Монтессори) с дидактическим материалом. – С. 364.
§ 5. Движения под музыку. – С. 369.
§ 6. Строительные игры. – С. 373.
§ 7. – С. 378.
§ 8. Катя в театре. – С. 385.
§ 9. Лида в театре. – С. 398.
§ 10. Игра, отображающая быт ребенка. – С. 405.
§ 11. За утренним чаем. – С. 409.
Глава XIV. Организация наблюдений во время занятий с детьми со специальным материалом. – С. 415.
Глава XV. Наблюдения за индивидуумом и за коллективом. – С. 423.

Часть III. ОБРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЙ

Глава XVI. Цель и задачи обработки наблюдений. – С. 437.
Глава XVII. Кто должен обрабатывать наблюдения и составлять характеристики? – С. 440.
Глава XVIII. Процесс и техника обработки. – С. 444.
§ 1. Анализ структуры и стимуляции поведения. – С. 444.
§ 2. Дальнейший анализ по схеме изучения личности ребенка. – С. 454.
Глава XIX. Составление характеристики. – С. 484.

АРХИВНАЯ ЧАСТЬ

Вечер, посвященный 75-летию со дня рождения профессора психолога М.Я. Басова. – С. 497.
1. Открытие заседания. – С. 497.
2. Выступление В.С. Мерлина. – С. 499.
3. Выступление Е.И. Зейлигер-Рубинштейн. – С. 510.
4. Выступление Е.Д. Герке. – С. 517.
5. Выступление В.Н. Мясищева. – С. 522.
6. Выступление Е.Я. Голанта. – С. 526.
7. Выступление Тромпетер-Прессман. – С. 527.
8. Выступление И.В. Гиттис. – С. 527.
9. Заключение. – С. 529.
Перечень научных трудов М.Я. Басова. – С. 530.
Биобиблиография работ М.Я. Басова (Е.В. Левченко). – С. 533. Работы о жизни и творчестве М.Я. Басова (Е.В. Левченко). – С. 539.

Катарсис: Метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В.П. Шестакова. – СПб: Алетейя, 2007. – 384 с. [8] с. Ил. – (Серия «Мир культуры»).

Эта книга посвящена «катарсису» – понятию «очищающего сострадания», которое волновало европейских мыслителей от Аристотеля до Зигмунда Фрейда. В книге исследуется эволюция категории трагического в искусстве и эстетическом сознании. Книга рассчитана на всех, кто интересуется судьбами трагедии и трагического начала в современной культуре.

Содержание

Предисловие. – С. 5.
Философия и эстетика катарсиса. Вячеслав Шестаков Катарсис: от Аристотеля до хард рока. – С. 8.
Аристотель о страхе и сострадании. – С. 9.
Катарсис трагический и комический. – С. 11.
Катарсис – путь к наслаждению или к нравственности? – С. 13.
Лессинг в борьбе за «правильно понятого» Аристотеля. – С. 19.
Катарсис: очищение или лечение? – С. 21.

Кирилл Разлогов. От катарсиса к хеппи-энду: метаморфозы античности в массовой культуре. – С. 28.
Светлана Макуренкова. Катарсис: к первоосновам понятия. – С. 33.
М.М. Беляев. «Катарсическая» предыстория психоанализа. – С. 51.
Александр Люсый. Тропы катарсиса: Поиски основного жанра культуры. – С. 66.
Катартическое введение. – С. 66.
Трагический изъян. – С. 72.
Иронический выбор и Иронический труд между Комедией и Трагедией. – С. 76.
Логические места в неподвижном спектакле неистории. – С. 85.
О жанре «слинять в три дня». – С. 87.
Текущий российский жанрострой. – С. 98.

Трагический катарсис-очищение страхом и состраданием

Олег Румянцев. Конец трагического сознания. – С. 102.
1. Объективизация самосознания в философии. – С. 104.
2. Тематизация сознания в трагедии. – С. 106.
3. Два горизонта трансценденции. – С. 108.
4. Парадокс классического разума: экспрессивность природы как предусловие человеческой свободы. – С. 111.
5. Конец трагедии как тематизации личностного сознания. – С. 114.
6. Трагичность человеческого существования. – С. 116.
7. Общение как стержень цивилизации. – С. 120.
8. Взаимоотношения современного человека с надындивидуальной ментальностью. – С. 124.
9. Открытость мира и открытость человека. – С. 126.
10. Обращенность – суть трагедии и ее преемница. – С. 129.

Владимир Кантор. Ужас вместо трагедии (творчество Франца Кафки). – С. 135.
Франц Кафка и его герой. – С. 135.
Хронотоп. – С. 139.
Трагедия и ужас. – С. 142.
Нетость Бога и парадокс надежды. – С. 147.

Анна Вислова. Трагическая маска в пространстве «черной комедии». – С. 154.

Галина Варакина Маски Диониса, или Дионис как маска. – С. 168.
Дионис и античность. – С. 169.
Дионис и христианство. – С. 180.
Дионис и Россия. – С. 183.

Едена Шахматова. На рубеже катастрофы: «быть и не быть» Серебряного века. – С. 189.

Алексей Григорьев. Бытие на грани. К вопросу о лейтмотиве трагедии в творчестве М. Хайдеггера. – С. 222.

Игорь Кондаков. Рождение музыки из духа трагедии. – С. 244.

Михаил Златковский. Трагедии в сатирическом изобразительном искусстве. – С. 261.

Игорь Кондаков. Рождение музыки из духа трагедии. – С. 244.

Михаил Златковский. Тема трагедии в сатирическом изобразительном искусстве. – С. 261.

Комический катарсис

Вячеслав Шестаков. Средневековый гротеск (О понимании комического и трагического в Средние века) . – С. 273.

Александр Якимовин. Шутки и выходки принца Гамлета (Трагический юмор в культуре Возрождения). – С. 284.

Елена Меньшикова. Спираль иронии и вектор трагедии: гротескное сознание как явление советской культуры. – С. 306.

Александр Марков. Гротескное в историческом сознании. – С. 346.

Лилия Брусиловская. Трагический оптимизм или иронический пессимизм как модель строительства мира (на примере творчества Г. Миллера и С. Довлатова). – С. 356.

Иллюстрации к статье М. Златковского. – С. 373.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Б. Ф. Поршнев; Науч. ред. О.Т. Вите. – СПб: Алетейя, 2007. – 720 с.: ил. – (Серия «Мир культуры»).

Монография Б. Поршнева посвящена проблеме происхождения общественного человека и человеческого общества. Автор подводит итог многолетних исследований в области физиологии высшей нервной деятельности, общей и социальной психологии, истории, политической экономии, социологии, политологии и др. В отличие от доминирующих в мировой науке подходов, анализирующих переход от животного к человеку в модели «особь–среда», Б. Поршнев ставит в центр модель «особь–особь». Главное место занимают исследования трансформации животного в человека с точки зрения психологии и физиологии высшей нервной деятельности, опирающиеся на переосмысление данных и выводов, полученных российскими и зарубежными учеными, принадлежащими к школам И. Павлова и А. Ухтомского, Л. Выготского и А. Баллона. На этой основе, с привлечением результатов собственных опытов и полевых исследований, выявлен и глубоко проанализирован специфический механизм воздействия особей друг на друга, предпосылки которого заложены в физиологии животных; реконструированы условия, вызвавшие формирование и использование ближайшими предками человека этого механизма, а также первые этапы его развития вплоть до порождения им человеческой речи, психики, творчества и мышления, социальных институтов. Подобных исследований механизмов воздействия одной особи на другую как решающего фактора трансформации животного в человека, заложившей фундамент всего дальнейшего исторического развития человечества, в мировой научной литературе до сих пор нет.

Содержание

О втором издании книги Б.Ф. Поршнева «О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). – С. 5.
О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). – С. 9.
Вступление. – С. 11.
Глава 1. Анализ понятия начала истории. – С. 20.
I. Ускорение исторического прогресса. – С. 20.
II. Внешнее и внутреннее определения понятия начала человеческой истории. – С. 28.
Глава 2. Идея обезьяночеловека на протяжении ста лет. – С. 48.
I. Возникновение и падение идеи. – С. 48.
II. Восстановление идеи. – С. 75.
Глава 3. Феномен человеческой речи. – С. 87.
I. О речевых знаках. – С. 87.
II. Теорема Декарта. – С. 98.
III. Речь как центральное звено психики человека. – С. 102.
IV. Речь и деятельность . – С. 115.
V. Речь и реакция на нее. – С. 128.
Глава 4. Тормозная доминанта. – С. 140.
I. Загадка «непроизвольных движений». – С. 140.
II. Рефлекс. – С. 149.
III. Доминанта. – С. 156.
IV. Фокус торможения. – С. 170.
V. Акт торможения. – С. 177.
VI. Ультрапарадоксальная инверсия. – С. 186.
VII. Депо неадекватных рефлексов. – С. 197.
Глава 5. Имитация и интердикция. – С. 207.
I. Особый вид афферентации и двигательного эффекта: подражание. – С. 207.
II. Имитативность (подражательность) у животных. – С. 210.
III. Имитативность у низших обезьян и антропоидов. – С. 215.
IV. Имитативность в патологии и норме у современных людей. – С. 220.
V. Палеолит и имитативный рефлекс. – С. 223.
VI. Имитативно-интердиктивное преддверие второй сигнальной системы. – С. 230.
Глава 6. Плотоядение. – С. 244.
I. Затуманивающее понятие «падаль». – С. 244.
II. Реконструкция начального этапа. – С. 251.
III. Второй этап: образ питания археоантропов. – С. 267.
IV. Третий этап: образ питания палеоантропов. – С. 284.
V. Рассмотрение одного примера: тешик-ташский палеоантроп и его биотическая среда. – С. 292.
VI. Некоторые данные и предположения о сигнальном воздействии палеоантропов на диких животных . – С. 324.
Глава 7. Появление огня. – С. 331.
I. Постановка и состояние темы. – С. 331.
II. Экспериментальные данные. – С. 340.
III. Вывод о непроизвольном возникновении огня в палеолите. – С. 342.
IV. Этапы освоения огня. – С. 348.
V. Утрата доисторического огня. – С. 356.
Глава 8. Споры о фундаментальных понятиях. – С. 359.
I. Афоризм Франклина и марксизм. – С. 359.
II. Понятие «инстинктивный труд». – С. 363.
III. Общество, производство. – С. 374.
Глава 9. Дивергенция троглодитид и гоминид. – С. 380.
I. Характер отбора, лежавшего в основе дивергенции. – С. 380.
II. Некоторые механизмы нейросигнального взаимодействия между особями и популяциями палеоантропов. – С. 395.
III. Время дивергенции палеоантропов и неоантропов. – С. 401.
IV. Остатки дивергенции в историческое время. – С. 407.
Глава 10. Генезис речи-мышления: суггестия и дипластия. – С. 421.
I. Начальное отношение и начальное общение людей. – С. 421.
II. Суггестия. – С. 430.
III. Вторжение вещей. – С. 448.
IV. Генезис образов, значений и понятий. – С. 460.

Примечания научного редактора. – С. 478.
Труды Б.Ф. Поршнева. – С. 496.
Литература о Б. Ф. Поршневе. – С. 520.
Именной указатель. – С. 523.
Тематический указатель. – С. 529.
Приложения. – С. 537.
I. Реальность воображения (записки об отце). – С. 539.
II. «Я – счастливый человек». Книга «О начале человеческой истории» и ее место в творческой биографии Б.Ф. Поршнева – С. 576.
III. Иллюстрации. – С. 707.

Невлева И. М. Философия культуры С. Л.Франка – СПб: Алетейя, 2007. – 236 с. – (Серия «Мир культуры»).

В монографии рассматривается философия культуры С.Л. Франка, одного из наиболее крупных русских мыслителей XX столетия, продолжателя научной философской традиции, идущей от Плотина, Николая Кузанского и Спинозы. Прямыми предшественниками и единомышленниками Франка являются Вл. Соловьев, Л. Лопатин, Н. Лосский. Рассматривая ценность жизни, Франк обращается к онтологии всеединства, проблеме человека, внутреннему миру личности, особенностям проявления человеческого бытия в творчестве, искусстве, морали, религии, специфике русского философского мировоззрения. С.Л. Франка увлекают культурно-исторические основы взаимодействия России–Европы, поиски места России в мировом философско-культурном контексте. Идеи русской философии обретают удивительно притягательную силу в настоящее время. Интерес к глубинным, самобытным корням исконно-русской философской культуры, раскрытие ее духовных ценностей смог ярко представить в своих философских исканиях Семен Людвигович Франк.

Содержание

Предисловие. – С. 5.
Введение. Жизненный путь С.Л. Франка. – С. 9.
Глава 1. Россия–Запад: встреча культур в философии С. Л. Франка. – С. 14.
§ 1.1. Истоки философской позиции С. Л. Франка: Плотин, Кузанский, Спиноза. – С. 14.
§ 1.2. Предшественники и единомышленники: Вл. Соловьев, Л. Лопатин, Н. Лосский. – С. 28.
§ 1.3. С.Л. Франк и новоевропейская философия культуры. – С. 54.
§ 1.4. Единство иррационального и рационального в гносеологии С. Л. Франка. – С. 64.
§ 1.5. Культурно-исторические основы-взаимодействия России – Европы. – С. 75.
Глава 2. Метафизика и онтология человеческого бытия. – С. 79.
§ 2.1. Мировое бытие и бытие в мире. – С. 79.
§ 2.2. Проблемы социальной жизни. – С. 89.
§ 2.3. На пути постижения природы человека. С. Франк и М. Бубер; С. Франк и М. Бахтин. – С. 96.
§ 2.4. Идеи Богочеловечества в антропософской системе Франка. – С. 113.
§ 2.5. Нравственно-правовой характер общественного бытия. – С. 135.
Глава 3. Ценности жизни. – С. 147.
§ 3.1. Онтология всеединства. Духовность как основа человеческого бытия. – С. 147.
§ 3.2. Проблемы антропологии в творчестве С.Л. Франка. – С. 174.
§ 3.3. Этическая позиция. С. Франк и И. Ильин. – С. 182.
Глава 4. Россия в мировом философско-культурном контексте. – С. 192.
§ 4.1. Философские искания в русской художественной культуре. – С. 192.
§ 4.2. Особенности русского философского мировоззрения. – С. 214.
§ 4.3. Франк и современность. – С. 224.

Литература. – С. 228.
Книги и статьи С. Л. Франка. – С. 231.

Трунов А. А., Черникова Е. И. «Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна (опыт философско-культурологического исследования) – СПб: Алетейя, 2007. – 264 с. – (Серия «Мир культуры»).

В условиях формирования в России новой властно-политической и социально-экономической системы технологии «паблик рилейшнз» начинают играть значительную роль, опосредуя особый вектор публичного дискурса и инициируя инновационные формы коммуникативного обмена между субъектами социокультурных взаимодействий и значимым для позиционирования их публичного имиджа сегментами общественной среды. Авторами определено значение «паблик рилейшнз» как базисной социальной технологии цивилизации модерна, реконструированы классические модели технологии «паблик рилейшнз», выявлен статус и показана социо-антропологическая направленность неклассических моделей технологий «паблик рилейшнз», вскрыты основные противоречия процесса институционализации сферы общественных связей в России. Монография адресована исследователям, преподавателям, студентам и аспирантам, специализирующихся в области философии, культурологии, социологии, политологии и экономики, а также специалистам в сфере социальных технологий.

Содержание

Введение. – С. 5.
Глава 1. Формирование классических моделей технологий «паблик рилейшнз» в процессе становления цивилизации модерна . – С. 11.
1.1. «Паблик рилейшнз» как базисная социальная технология цивилизации модерна. – С. 11.
1.2. Эволюция общественных связей и формирование классических моделей технологий «паблик рилейшнз. – С. 51.
Глава 2. Социокультурная трансформация цивилизации модерна и возникновение неклассических моделей технологий «паблик рилейшнз». – С. 91.
2.1. Основные направления социокультурной трансформации цивилизации модерна и генезис неклассических моделей технологий «паблик рилейшнз». – С. 91.
2.2. Постмодернизм, глобализация и социоантропологическая направленность неклассических моделей технологий «паблик рилейшнз». – С. 121.
2.3. Становление института общественных связей в экономике, политике, структуре духовного производства трансформирующейся России. – С. 229.

Заключение. – С. 229.
Библиографический список. – С. 234.
Summary. – С. 258.

Любищев А. А. Расцвет и упадок цивилизации / Ред. и сост. М.Д. Голубовский, Н.А. Папчинская. – СПб.: Алетейя, 2008. – 464 с. – (Серия «Мир культуры»).

Издательство Алетейя продолжает публиковать работы А. А. Любищева («Наука и религия» и «Линия Демокрита и Платона в истории культуры» вышли в свет в 2000 году). Предлагаемый сборник еще одна важная часть богатейшего духовного наследия А. А. Любищева.
Этот своего рода дневник ученого включает в себя статьи по истории, культуре, литературе, мысли о прочитанных книгах, просмотренных фильмах, пьесах, здесь же и переписка 1948-1969 гг. с учеными и друзьями. Написанные со свойственным ему полемизмом, бесстрашием, внутренней свободой и непризнанием идолов и авторитетов, работы Любищева являются примером подхода ученого ко всем проблемам с позиций плюрализма, состязательности идей, исключающих любую форму догматизма.

Содержание

М.Д. Голубовский. Тайный жребий профессора Любищева. – С. 5.
Е.Л. Равдель. Александр Александрович Любищев (1890-1972). Биографический очерк. – С. 12.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

Мысли о Нюрнбергском процессе. – С. 45.
Франц Верфель. «40 дней Муса Дага» . – С. 74.
В. Гюго. «Девяносто третий год». – С. 96.
Идеология де Сент-Экзюпери (по книге «Carnets»). – С. 124.
Апология Марфы Борецкой . – С. 166.
Расцвет и. упадок цивилизаций. – С. 182.

ИДЕЙНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Об идейном наследстве Н.В. Гоголя. – С. 297.
Н.Г. Чернышевский. «Что делать?». – С. 322.
Н.С. Лесков как гражданин. – С. 333.
Ф. Достоевский и Л. Толстой как гуманисты. – С. 367.
И.С. Тургенев. «Вешние воды». – С. 380.
Замечания по поводу романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» (не окончено). – С. 383.

«ДВУХ СТАНОВ НЕ БОЕЦ...»

ПИСЬМА И ЗАМЕТКИ РАЗНЫХ ЛЕТ
«Двух станов не боец...». – С. 399.
О значении битвы при Сиракузах в мировой истории. – С. 404.
О кинофильме «Иван Грозный», часть вторая. – С. 411.
О тирании и измене. – С. 414.
О мире во всем мире . – С. 419.
Слава миролюбивой Швеции! – С. 429.
Еще раз о Дон-Кихоте, и Санчо Панса. – С. 433.
О Марке Твене и его размышлениях о религии. – С. 439.
О сектанстве, горилке и злых языках. – С. 448.
Дадонология. – С. 451.
Список опубликованных работ. – С. 455.

Мерцалов В. Логика антропогенеза: Происхождение человека. – СПб.: Алетейя, 2008. – 296 с. – (Серия «Мир культуры»).

Объяснить начало антропогенеза – почему наш далекий обезьяноподобный предок спустился с дерева на землю, почему выпрямился, как овладел своими первыми орудиями – не так уж и сложно. Достаточно постараться понять действительную логику этого процесса, не пытаясь фантазировать или оригинальничать. Однако происшедшими в животном естестве дочеловека переменами его история отнюдь не завершилась. Напротив, как раз от них она и взяла свое начало. Они подняли его на следующую, более высокую ступень развития. На ней произошло перерождение уже не анатомии, не морфологии нашего предка, а его психики. Это перерождение позволило ему взойти еще на одну ступень, где он стал существом социальным, а затем и еще на одну, на которой он впервые осознал свое «Я». Его эволюция – от первых шагов по равнине до принятия Хартии прав человека – представляет собой единый процесс, и этот процесс продолжается в наши дни. Происхождение человека еще не завершено. Вместе с тем, постижение логики эволюции позволяет не только реконструировать его прошлое, но и предсказать перемены, которые ожидают его в будущем.

Содержание

Предисловие. – С. 5.

Часть первая. Происхождение человека.

Глава I

От последнего дня на дереве до наших дней. – С. 7.
Постановка проблемы. – С. 8.
Дочеловек. – С. 10.
Предчеловек. – С. 21.
Человек социальный. – С. 39.
Личность. – С. 51.
Прежде чем поставить точку. – С. 68.
Заключение. – С. 87.

Глава II

Эволюция ребенка. – С. 89
Стадия дочеловека. – С. 90.
Стадия предчеловека. – С. 95.
Идеальное. – С. 107.
Загадка сознания. – С. 148.
Первая мысль и первое слово. – С. 152.
Стадия социального субъекта. – С. 162.
Язык. – С. 169.
Стадия личности. Самосознание. – С. 173.
Заключение. – С. 190.
Часть вторая. Эволюция современного человека.

Глава III

Мифическая реальность. – С. 193.
Миф о словах. – С. 193.
Миф о собственности. – С. 209.
Миф о налоговой системе. – С. 232.
Миф о демократии. – С. 254.
Post scriptum. Миф о выборах президента. – С. 278.
Заключение. – С. 284.
Примечания. – С. 286.


© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»