|
Динамика ценностных ориентаций в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях. (PDF) (4,7 mb)
Динамика ценностных ориентаций в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях / Dynamics of values in contemporary culture // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 21 / International Readings on Theory, History and Philosophy of Culture. 21. – Гл. ред. Л.М. Морева. – СПб: Эйдос, 2006. - 396 с.
Содержание
Морева Л., Спивак Д. Вступительное слово / Introduction. – С. 9-12.
Albernaz, F. From Paradigms Lost to Purpose Regained. – С. 13-17.
Saeverin, P. Identifying Thresholds on the Evolutionary Path: on the Competition of Global Profit-Based and Local Value-Based Rules. – С. 18-32.
Li, Ch. Cultural Traditions as Configurations of Values. – С. 33-53.
Зимбули А. Нравственные модусы культуры. – С. 54-72.
Лапин Н. Эволюция иерархии базовых ценностей россиян на рубеже столетий. – С. 73-90.
Докучаев И. Кризис культуры ХХ века как проекция кризиса важнейших ценностей креативной культуры. – С. 91-100.
Глаголев В. Творческий потенциал культуры в условиях «общества риска». – С. 101-116.
Савельева М. Этика 11 сентября: «pro et contra». – С. 117-134.
Баранцев Р. В поисках структуры оптимальности. – С. 135-143.
Seifert, J. Clash or Kiss of Civilizations? – С. 144-167.
Wong, K.-M. The Play Is the Thing: Border Crossing from China Men to Tripmaster Monkey. – С. 168-178.
Pallavicini, F., shaykh. Abrahamic Monotheism Against Terrorism. – С. 179-185.
Vincenzo, A. Civilization and Religious Freedom in the West and in Islam. – С. 186-188.
Kang O. Surmounting Cultural “Wei Cheng (Fortress Besieged)” Phenomenon in the Comparative Philosophy Research. The Intercultural Barrier, Misunderstanding and Their Overcoming. – С. 189.
Shen V. Multiculturalism: from Politics of Recognition to Politics of Generosity. – С. 190.
Erickson S. The Philosophy of History in Hegel, Heidegger and Jaspers. – С. 191-200.
Пазухина Н. Прошлое как будущее: староверие в контексте актуальной культуры Латвии. – С. 201-213.
Suess W. Into Dehumanization and Back – the Jew in German Film from the 1920ies to the Present. – С. 214-215.
Рабинович В. Время человека – время страны. – С. 216-225.
Святов А. Технология, экономика и человек: диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. – С. 226-235.
Целма Е. Идея как власть. – С. 236-245.
Sviestina E. The Role of Various Culture Expressions in the Processes of Power Manipulations. – С. 246-254.
Чернявичюте Ю. От высокой культуры к поп-культуре: производство и потребление культуры. – С. 255-269.
Ярославцева Е. Загадка успешности: можно ли быть оптимальным в экстремальных условиях. – С. 270-278.
Burn S. The Readiness Factor: Optimal Conditions for a Change of Heart and Mind. – С. 279-292.
Kalmar Z. The Moon-Landing and the Philosophical Seismograph. – С. 293-303.
Weiner F. The Gentrification of Hermeneutics: flat screens, reality shows and the technologies of Literalness. – С. 304-314.
Shankman S. The Promise of Language in the Depths of Hell: Primo Levi’s «Canto of Ulysses» and Inferno 26. – С. 315-330.
Banus E, Salaberri F.-L., Ocaсa U. Religion, Culture and Conflict. – С. 331-257.
Su T.-Ch. The Dynamics of Melancholia and The Production of Art, Literature & Culture: Reading Julia Kristeva’s Black Sun: Depression and Melancholia. – С. 358-384.
Федосеева И. Роль стертых метафор в риторическом дискурсе: от рациональности к эстетике. – С. 385-395.
|
|
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Посвящается Всемирной Декларации о культурном разнообразии для диалога и развития.
Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии
министерства культуры российской федерации, Кафедра Юнеско
по компаративным исследованиям духовных традиций,
специфики их культур и межрелигиозного диалога
При поддержке и организационном содействии:
- Санкт-Петербургского Научного центра Российской Академии наук
- Объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию СПБ НЦ РАН
- Российского фонда фундаментальных исследований
- Министерства культуры Российской Федерации
- Международной ассоциации «Русская культура»
проводят под эгидой ЮНЕСКО
27 – 31 августа, 2004 (Санкт-Петербург)
Седьмой международный философско-культурологический конгресс
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ:
ПОИСК ОПТИМАЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Грант РФФИ № 04-06-85083
Седьмой международный философско-культурологический конгресс продолжает ряд международных конференций и симпозиумов, организованных и проведенных Санкт-Петербургским отделением Российского института культурологии и Философско-культурологическим исследовательским центром “Эйдос” (Санкт- Петербургский союз ученых) в рамках долговременной научно-исследовательской и организационной программы Международного центра фундаментальных исследований современной культуры. Среди них: Первые Международные философско-культурологические Чтения “Язык и текст: онтология и рефлексия” (17-21 августа, 1992 г.), Вторые Международные философско-культурологические Чтения “Парадигмы философствования” (10-15 августа,1995 г.), Третья международная философско-культурологическая конференция “Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации” (17-21 сентября, 1998 г.); симпозиумы: “В Лабиринтах культуры”, “Размышления о Хаосе”, “Культурология – как она есть и как ей быть?” “Метафилософия”, “Символы, образы, стереотипы современной культуры”, “Интеллект, воображение, интуиция: размышления о горизонтах сознания”; Первый цикл международных философско-религиозных дискуссий “Онтология диалога как основная ценность религиозного и культурного опыта ” и др. Научные результаты каждой из встреч нашли свое отражение в тематических выпусках Международных чтений по теории истории и философии культуры (№№ 1-20)
Задача предстоящего конгресса – проблематизировать философские и аксиологические аспекты динамики современной культуры. Человек сегодня имеет дело с серьезными смещениями в парадигмальной системе координат ценностно-онтологических ориентаций. Ситуация «стремительно прибывающего будущего» (Тоффлер), описанная теоретиками ХХ века, интенсивно трансформирует культурные реалии и стереотипы жизни. Точкой выбора оказывается «ценность человечности» или отказ от нее в пользу пост-человеческой глобальной цивилизации.
Стратегическая значимость исследовательских усилий не только для понимания и описания происходящих в современной культуре процессов, но и для предельно достоверного прогнозирования их возможных последствий, несомненно, неизмеримо возрастает в условиях ориентационно-ценностных исторических трансформаций, с неизбежностью которых имеет дело современное человечество. Наличие системного кризиса, представляющего собой единство кризисов экономического, социально-политического и психологического, делает предельно значимым проведение концептуально-теоретического анализа экстремальных и оптимальных условий бытия культуры.
Прагматически-технизированная цивилизация по природе своей ориентирована на ускорение и на «успех» любой ценой, на тиражируемость собственных достижений, их распространяемость и массовость повседневного потребления. Новые информационные технологии, обеспечивающие процессы глобализации, являются «успешным» техническим средством для решения задач прагматически-технизированной цивилизации: расширяться и доминировать. Эксплуатация низовых форм культуры, с их ориентацией на телесный комфорт, материальное благополучие и развлечение, надежный способ обеспечить требуемую массовость потребления любого продукта, в том числе и программного.
Сегодня, когда мировое сообщество все громче говорит на уровне деклараций и манифестов о необходимости сохранения культурного многообразия, подчеркивая важность спасения материального и нематериального наследия национальных культур, следует не упустить из виду необходимость сохранения тех степеней свободы, достоинства, этической и эстетической ответственности самого человека, которые позволяют ему быть не только потребителем и хранителем, но прежде всего творцом культуры.
Конгресс готовится к проведению под эгидой кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога. История, лингвистика, эпистемология, этнография, психология, а также спектр искусствоведческих и религиоведческих наук в их взаимной обращенности к философской рефлексии служат основой трансдисциплинарного практикума, разрабатываемого данным проектом.
Встреча будет включать цикл дискуссий по следующим основным направлениям:
- Иерархии базовых ценностей современной культуры: столкновение цивилизаций или поиск единства в многообразии?
- Культура и власть: риторика благих намерений и онтология ответственности
- Культура и личность: онтологические коллизии свободы и творчества
- Философские и психологические аспекты «массовой культуры»: глобализация и новые стратегии манипуляции персональным сознанием
- Культура «высоких технологий»: новый гуманизм или перспективы трансгуманизма – вероятное и неизбежное
- Антропологический опыт катастроф: исторические типы рациональности, или поиск оптимальности в экстремальных условиях
- Слово и поступок: онтология ответственности
или «этический поворот» в культуре
- Человек и трансцендентальные мотивы его бытия: роль философии, искусства, науки и религии в динамике ценностных миров
КРУГЛЫЙ СТОЛ I
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ЛОКАЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ
Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Россия
(опыт стран, входящих в кластер Московского бюро ЮНЕСКО)
КРУГЛЫЙ СТОЛ II
РУССКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ МАРШРУТЫ В ЕВРОПЕ: ВСТРЕЧИ ВРЕМЕН И ПРОСТРАНСТВ
КРУГЛЫЙ СТОЛ III
ОНТОЛОГИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ:
ПОИСК ЕДИНСТВА БЕЗ УНИФИКАЦИИ
Ведущей методологической стратегией конгресса является обращение к кросс-культурному пространству научного, философского, художественного и религиозного опыта, проблематизируемого с позиций трансдисциплинарных исследовательских практик. К диалогу будут приглашены ведущие ученые, философы, религиозные деятели и мыслители, представители различных традиций, конфессий и культур. |