|
|
|
Второй Российский культурологический конгресс.
Программа. Тезисы докладов.
(PDF) (1,9 mb) |
Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с.
Скачать общую фотографию
РЕКОМЕНДАЦИИ участников 2-го Российского культурологического конгресса с международным участием
«Культурное многообразие – от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 25-29 ноября 2008 г.) ( скачать)
РЕЗОЛЮЦИЯ участников 2-го Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 25-29 ноября 2008 г.) ( скачать)
Содержание
Приветствие участникам Второго Российского культурологического конгресса Председателя Совета
Федерации Федерального собрания Российской Федерации С. М. Миронова — 5
Приветствие участникам Второго Российского культурологического конгресса
директора Бюро ЮНЕСКО в Москве,представителя ЮНЕСКО в Азербайджане, Армении, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации господина Дендева Бадарча — 5
Приветствие участникам Второго Российского культурологического конгресса
Председателя комитета по культуре г. Санкт-Петербурга А. Н. Губанкова — 6
ПРОГРАММА — 7
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ — 93
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ — 94
Установочные доклады — 94
Секция 1. Предмет и метод теоретической культурологии — 101
Секция 2. Аксиоматика и структура теоретической культурологии — 108
Секция 4. Прикладные проблемы теоретических исследований культуры — 123
Секция 5. Антропологические смыслы культуры — 129
Секция 6. Когнитивные механизмы культуры — 135
Секция 7. Культурные универсалии и локальные варианты культур — 143
Секция 8. Стратификация и коды культур — 149
Секция 9. Аксиология и методология анализа культурных форм — 155
Круглый стол: Теория культуры и мир повседневности — 161
Круглый стол: Культурное разнообразие: вызовы и перспективы — 168
ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ — 169
Установочные доклады — 169
Секция 1. Культурные смыслы и основания исторического развития общественных практик — 174
Секция 2. Методология анализа исторических форм культуры — 182
Секция 3. Культурное наследие в контексте исторической культурологии — 190
Секция 4. Мемориализация и забвение как механизмы производства культурного единства и многообразия (часть первая) — 199
— Memory studies: методологические основания и теоретические подходы — 199
— Забвение в культуре: валоризация, организация, функции. — 201
— Культурная память: носители и институты — 205
Секция 5. Историко-культурный анализ традиционной ментальности — 208
Секция 6. Историко-культурный анализ современной ментальности — 216
Секция 7. Культурология современных сред обитания человека — 226
Секция 8. Медиакультура и экранные искусства в глобализирующемся мире — 232
Секция 9. Мода и гендер в эпоху современности — 242
СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ — 250
Установочные доклады — 250
Секция 1. Теоретические основания сопоставительной культурологии — 256
Секция 2. Теория и практика мультикультурализма — 260
Секция 3. Аксиология множественности культурного опыта — 268
Секция 4. Мемориализация и забвение как механизмы производства культурного единства и многообразия (часть вторая) — 276
— Память конфессиональных групп — 276
— Память этнических и национальных культур — 278
— Массовая культура в мемориальном измерении — 283
Секция 5. Культурная специфика и уникальность — 285
Секция 6. Регионалистика в историко-культурных исследованиях — 291
Секция 7. Межкультурные коммуникации в эпоху глобализации — 298
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ — 307
Установочные доклады — 307
Секция 1. Культура и образование в условиях информационного общества — 312
Секция 2. Культурное многообразие в образовательной политике России — 318
Секция 3. Культурология в контексте педагогической теории и практики — 325
Секция 4. Аксиология культурологического образования в школе и ВУЗе — 331
Секция 5. Прикладные проблемы преподавания дисциплин культурологического цикла — 337
Круглый стол: Концептуализация и культурологическое проектирование: Информационное общество и проблемы образования — 345
Круглый стол: Российское культурологическое образование в условиях Болонского процесса — 350
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА И АКТУАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС — 355
Установочные доклады — 355
Секция 1. Теоретические основания исследования динамики художественных процессов — 360
Секция 2. Структура и аксиоматика современного художественного процесса — 364
Секция 3. Теоретические основания исследования современного художественного процесса — 368
Секция 4. Творчество как норма и/или аномалия культурогенеза — 373
Секция 5. Теоретические основания культурологии художественных форм — 389
Секция 7. Театральное искусство как предмет историко-культурного анализа — 399
Секция 8. Культурологические исследования музыкальной культуры — 407
Секция 9. Культурологическая интерпретация новейших художественных явлений — 412
Секция 10. Культурология музея — 417
Круглый стол: Визуальная антропология: теория и практика — 422
Круглый стол: Философия музея — 422
Круглый стол: Актуальное искусство и медиа — 423
Круглый стол: Международный симпосион современного искусства АРХЕ — 423
ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ «РУССКОГО МИРА»
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ «РУССКОГО МИРА — 424
Установочные доклады — 424
Секция 1. Историко-типологическая характеристика
российского культурно-цивилизационного единства — 428
Секция 2. Культурное своеобразие России и межцивилизационный диалог — 434
Секция 3. Методология исследований русской культуры — 441
Секция 4. Христианская культура: культурологические основания исследования — 448
Секция 5. Тексты русской культуры — 454
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА — 462
Установочные доклады — 462
Секция 1. Теоретические основания культурной политики: концепции, модели, принципы — 471
Секция 2. Культурная политика: методологические подходы и механизмы реализации — 482
Секция 4. Инновационные проекты регионального и локального уровня: разработка и механизмы их реализации — 504
Секция 5. Культурная политика России в контексте мировых социокультурных процессов и тенденций — 518
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ — 541
Фотографии
|
|
ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
К участию в работе конгресса приглашаются представители отечественного и зарубежного научно-исследовательского, экспертного и научно-педагогического сообществ, специализирующиеся в области культурологии, а также представители иных, смежных и частных по отношению к культурологии дисциплин, которым небезразличны актуальные проблемы и стратегические перспективы этой обширной, динамично формирующейся области фундаментальных, инновационных и междисциплинарных исследований.
К числу ключевых целей конгресса относятся: уточнение статуса современной культурологии в рамках подвергающейся в настоящее время активному пересмотру общей «системы наук»; обсуждение принципов и стратегий, аксиоматики и концептуальных понятий, выработанных в рамках сложившихся на данном предметном поле научных школ и направлений; делимитация «точек риска» и «точек роста» культуры, обусловленных динамикой современной глобализации и, не в последнюю очередь, непосредственное, живое общение представителей ведущих отечественных культурологических направлений и школ.
I Российский культурологический конгресс был проведен в августе 2006 года в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии, выступившего в качестве соучредителя конгресса, совместно с рядом авторитетных научно-исследовательских и научно-педагогических учреждений. Основная цель конгресса состояла в подведении предварительных итогов первых десятилетий развития отечественной культурологии, а также презентации сложившихся ведущих научных школ и наиболее перспективных направлений. В заключительных документах конгресса была отмечена актуальность и конструктивность консолидации научно-исследовательских и научно-педагогических сил вокруг обсуждения и разработки актуальных проблем современной культурологии, необходимость и значимость применения на практике результатов теоретических разработок, что обусловлено не только динамичностью, но и известной противоречивостью, присущей современному этапу культурного развития России.
II Российский культурологический конгресс c международным участием, намеченный к проведению с 25 по 29 ноября 2008 года в Санкт-Петербурге, мыслится как продолжающий обсуждение и развитие тем первого конгресса:
- проблемы делимитации существующей в настоящее время группы культурологических дисциплин и перспектив их перерастания в единую предметную область, занимающую собственное, вполне определенное место в подвергающейся в настоящее время глубокому пересмотру «системе наук»;
- согласование и доработка базовых исследовательских стратегий и дескриптивных процедур современной культурологии;
- эксплицитное выявление культурных универсалий и кодов, креативных концепций и технологий, присущих обществам традиционного и современного типов;
- приемы разграничения и гармонизации предметов и методов частных культурологических дисциплин и смежных по отношению к общей культурологии наук;
- художественные и презентационные аспекты технологий и практик актуального искусства;
- стратегии и тактики проведения оптимальной культурной политики, сохраняющей гуманистический и культуротворческий потенциал в экстремальных условиях стремительно изменяющихся обществ.
В качестве основной темы конгресса, обсуждению которой предполагается посвятить ряд ключевых докладов каждой пленарной сессии, а также заключительную свободную дискуссию, предлагается «Культурное многообразие – от прошлого к будущему». В данной формулировке тема конгресса прямо соотнесена со стратегией ЮНЕСКО, определяющей культурное многообразие как магистральное направление, выдвинутое в качестве противовеса как нарастающей тенденции к стандартизации, навязываемой адептами «дикой глобализации», так и открыто противостоящего ей, но латентно с ней сопряженного культурного изоляционизма, представляющего полюс локализации, регионализации и ксенофобии, не раз уже провоцировавших радикальные и даже агрессивные действия.
В рамках концептуального поля культурного многообразия выделяются следующие, более частные предметные области:
- сравнительно-историческая проблематика, в первую очередь сохранение материального и нематериального наследия как классической культуры, так и народных традиций, и придание им нового импульса в контексте формирующейся на наших глазах глобальной цивилизации;
- проблематика креативности, творческого потенциала как нации в целом, так и отдельных художественных коллективов и сообществ, а в пределах единого культурного пространства - как традиционных, так и инновационных типов, разновидностей и технологий креативной деятельности;
- сопоставительно-типологическая проблематика — научное осмысление принципиальной поликультурности современного мира в терминах полисубъектности и трансметодологичности культурологии.
При делимитации указанных предметных областей естественным ориентиром являются концептуальные положения и формулировки государственной культурной политики РФ, нашедшей отражение в таких документах, как Федеральная целевая программа «Культура России (2006–2010)», а также «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года».
Выдвижение ключевой темы конгресса не может и не должно помешать подробному, вдумчивому рассмотрению всего комплекса как фундаментальных, так и более узких и прикладных вопросов современной культурологической мысли. Обширный круг проблем предполагается структурировать в рамках семи пленарных и ориентировочно пятидесяти секционных заседаний, сгруппированных вокруг семи базовых тем, представляющих теорию культуры, историческую и сопоставительную культурологию, научно-педагогическую проблематику, актуальные проблемы исследования художественного процесса, а также культурную политику и экспертизу. Особое место предполагается уделить обсуждению актуальных проблем и стратегических перспектив «русского мира», что представляется естественным и конструктивным в контексте национального конгресса конгресса.
К участию в работе конгресса приглашаются не только профессионалы-культурологи, но и представители иных, смежных научных и научно-практических дисциплин, а также все члены интеллектуального сообщества, которым небезразлично положение, сложившееся в современной отечественной и международной гуманитарной науке. В силу как теоретической недопустимости изучения современных культур в изоляции друг от друга, так и базовой для отечественной культурологии коммуникативной открытости, к участию в работе конгресса приглашаются коллеги из стран СНГ и дальнего зарубежья. Позиционирование конгресса в качестве открытого форума проводится с целью способствования ускоренному включению отечественной культурологической науки в широкий международный контекст на основе взаимного уважения и признания.
II Российский культурологический конгресс c международным участием должен стать масштабным мероприятием, включающим, помимо научной программы, ряд художественных выставок, круглых столов и заседаний, сгруппированных вокруг проекта, носящего с 2006 года название Петербургской биеннале современного искусства.
В рамках конгресса намечена презентация четырехтомника «Фундаментальные проблемы культурологии» общим объемом около 160 а. л., включающего доработанные и/или переработанные специально для данного издания ключевые доклады участников I Российского культурологического конгресса, изданные в 2008 году на базе издательства интеллектуальной литературы «Алетейя».
Представляя собой стратегический проект Российского института культурологии, проводимый совместно с рядом ведущих научно-исследовательских и научно-педагогических учреждений РФ, культурологический конгресс позиционирован как постоянный общероссийский форум, созываемый с периодичностью раз в два года в Санкт-Петербурге под руководством программного оргкомитета, объединяющего виднейших отечественных культурологов. Выбор Петербурга как базового места проведения конгресса представляется целесообразным и оправданным, принимая во внимание трехвековую традицию города как одного из центров фундаментальной научной мысли.
Научная дискуссия планируется в рамках ряда пленарных и секционных заседаний, круглых столов и дискуссионных панелей, направленных на обсуждение следующих ключевых проблем:
Первый день: Теоретическая культурология
- теоретические проблемы исследования культурного многообразия в современном мире
- предмет и метод теоретической культурологии
- аксиоматика и структура теоретической культурологии
- структура и черты культуры
- базовые функции культуры
- стратификация и коды культур
- единство и многообразие культурного опыта
- культурные универсалии и локальные варианты культур
- проблема культурных норм и эталонов
- плюрализм и толерантность в культуре
- место и роль современной культурологии в «системе наук»
Второй день: Историческая культурология
- исторические корни концепций культурного многообразия
- актуальные проблемы истории культурологических учений
- предмет и методы исторической компаративистики
- культурно-историческая статика и динамика
- проблема полисубъектности в культуре
- традиция и инновация в культуре
- культурное наследие
- регионалистика в историко-культурных исследованиях
- культурные смыслы и основания исторического развития общественных практик
- историко-культурный анализ современной ментальности
- актуальные проблемы изучения мировой художественной культуры
- современная культурология в контексте исторических и общественных наук
Третий день: Сопоставительная культурология
- теоретические основания сопоставительной культурологии
- теория и практика мультикультурализма
- множественность социального опыта в культурогенезе
- аксиология множественности культурного опыта
- культурная специфика и уникальность
- множественность синергетических сценариев и проблема культурного универсализма
- семиотика и синтактика культурного универсализма
- сопоставительная культурология и культурная антропология
Четвертый день: Актуальные темы (параллельные потоки)
А. Актуальные проблемы преподавания культурологии
- культурное многообразие и национальная политика в системе культурологического образования
- аксиология культурологического образования в школе и вузе
- культурология и модернизация образования
- культурное наследие и Болонский процесс
- культура и образование в условиях информационного общества
- проблемы изучения региональных культур
- толерантность и педагогический процесс
- культурология в контексте педагогической теории и практики
Б. Актуальные проблемы современного художественного процесса
- искусство в динамике культурных форм
- институциональная система искусства
- социологические и экономические факторы современного художественного процесса
- новейшие аудиовизуальные технологии в контексте культурологии
- искусство в структурах повседневности
- актуальные проблемы изучения новейших явлений в искусстве
- эстетика и современный художественный процесс
- теории и концепции актуального искусства
- многообразие форм и методов изучения художественных явлений в культуре
В. Актуальные проблемы «русского мира»
- культурное наследие народов Российской Федерации: проблемы и перспективы
- «русский мир» и российская цивилизация: общее и особенное
- «русский мир» в контексте «дикой глобализации»
- статус и перспективы «русской идеи» в контексте современного «диалога культур»
Пятый день: Культурная политика
- фундаментальные основания современной культурной политики
- государственная культурная политика РФ на современном этапе
- российская культурная политика: субъекты, агенты и уровни
- основания культурной политики в культурной стратегии ведущих международных организаций
- толерантность и полилог в теории и практике современного культурного планирования
- структурированный диалог как базовый механизм гармонизации межнациональных, межрелигиозных и межкультурных отношений
- критерии выделения и принципы охраны памятников культурного наследия
- «сценарии будущего» и государственная политика в области культуры
- современные проблемы культурологической экспертизы
|