САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ

english


НОВОСТИИНСТИТУТСТРУКТУРАМЕРОПРИЯТИЯПУБЛИКАЦИИКОНТАКТЫКафедра ЮНЕСКО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направления и темы исследований
Гранты
Библиография по грантам
Диссертационные исследования
Прикладные исследования и проекты
Востребованность научного потенциала

МАТЕРИАЛЫ

Материалы конференций и конгрессов
Материалы круглых столов и семинаров
Философско-художественные альманахи
Серия книг «Мир культуры»

ПРОЕКТЫ



Российский культурологический конгресс


Международный журнал исследований культуры


Серия монографий
«Фундаментальные проблемы культурологии»



Семинар «Анализ кино-текста»

logo
Серия книг machina media

Крепостное право и его отмена: История и современность (PDF) (568 kb)

Крепостное право и его отмена: История и современность / Serfdom in Russia and its Abolition: History and Present-day Issues / На русском и английском языках. – Ред. рус. части издания Е.В. Елагина, Ред. англ. части издания: Д.Л. Спивак. – СПб: ФКИЦ «Эйдос», 2005 – 164 с.

Содержание

Спивак Д.Л. Вступительное слово. – С. 5-7.
Миронов Б.Н. Крепостное право: рациональный институт или бесспорное зло? – С. 8-10.
Полторак С.Н. Гуманные аспекты российской крепостной системы. – С. 11.
Гордин Я.А. Крепостное право и сословная политика российского самодержавия. – С. 12-13.
Свердлов М.Б. Истоки крепостного права и его отмена. – С. 14-16.
Архимандрит Августин (Никитин) Второе крепостное право коммунистов. – С. 17-19.
Кавторин В.В. Общинное землевладение в системе крепостного права. – С. 20-22.
Чебанов С.В. Цикл русской истории: от освобождения крестьян до ухода Eльцина. – С. 23-24.
Семенков В.Е. Крепостное право: право или бесправие. – С. 25.
Грякалов А.А. Мифологема крепостничества в современном сознании. – С. 26-28.
Окладникова Е.А. Об аксиологии статуса работника сферы сервиса в современной России. – С. 29-33.
Протасенко И.Н. «Невольничьи пути» современной ментальности. – С. 34-36.
Травин Д.Я. Реформа крепостного права и глобальный экономический сдвиг. – С. 37-39.
Щелкин А.Г. Феномен русского патернализма. – С. 40-41.
Чернуха В.Г. Безальтернативность как базовое свойство российского крепостничества. – С. 42-43.
Махлина С.Т. Крепостное право и современная художественная культура в России. – С. 44-48.
Мелихов А.М. Хижина дяди Антона. – С. 49-51.
Секацкий А.К. Крепостное право в истории «чрезвычайной государственности» России. – С. 52-56.
Анненкова Е.И. Крепостное право и русская литература. – С. 57-58.
Гордин Я.А. Плоды «неплодотворной несвободы». – С. 59.
Лурье Ф.М. Государственная политика после отмены крепостного права. – С. 60-61.
Летягин Л.Н. Явление: фрагменты политической и художественной хроники. – С. 62-66.
Соболь В.А. Рабство и барство: друзья или антиподы? – С. 67-68.
Черва В.Е. Понятие «свободы» в жизни русского крестьянства. – С. 69-72.
Кавторин В.В. Российские реформы вчера и сегодня. – С. 73.
Чебанов С.В. Крепостное право: история или фантом? – С. 74.
Свердлов М.Б. История крепостного права между историческим материализмом и идеологией. – С. 74-75.
Спивак Д.Л. Заключительное слово. – С. 76.
Приложение 1. Радиосериал «Крепостное право и его отмена: история и современность». – С. 77-79.
Приложение 2. Базовая информация о проекте ЮНЕСКО «Невольничьи пути» (1994-2004). – С. 80-83.
Базовая библиография. – С. 84-86.


Архимандрит Августин (Д. Е. Никитин) слева и В. Е. Семенков А. А. Грякалов (слева) и А. К. Секацкий Участники семинара в Смольном
В. В. Кавторин задает вопрос Я. А. Гордин Участники семинара в Смольном
Участники семинара в Смольном Ф. М. Лурье Б. Н. Смирнов
Ведущий семинара Д. Л. Спивак М. Б. Свердлов Д. Я. Травин

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Однодневный семинар

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО И ЕГО ОТМЕНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

17 декабря 2004, 11.00
Смольный, 242 аудитория

Концепция семинара

Отмена крепостного права, провозглашенная царским манифестом от 19 февраля 1861 года была хорошо подготовленным и ожидавшимся обществом – и все же массивным, тектоническим сдвигом, перевернувшим ход жизни на огромных пространствах северной Евразии. Господствующий класс добровольно пошел на весьма значительные уступки, избежав, таким образом, катастрофического развития событий «по американскому сценарию» (не следует забывать, что Гражданская война в США развивалась примерно в то же время, что и шаги по отмене крепостного права в Российской империи).
Программа, так счастливо инициированная Александром II и его ближайшими сотрудниками, открыв путь к ускоренному развитию новых, капиталистических отношений – так же, как это произошло и в Америке - привела в то же время к череде событий, многие из которых воспринимались обществом как запоздалые, а нередко и болезненные. Достаточным будет напомнить о том, что т.н. «выкупные платежи» взимались с крестьян с большей или меньшей суровостью практически до волнений 1905 года. Что же касалось психологической травмы, то она проявляла тенденцию к нарастанию вплоть до указанного времени – а впрочем, и после него. Люди, начавшие великую русскую революцию 1917 года и приложившие все силы для ее распространения в планетарном масштабе, были в массе своей детьми и внуками тех крестьян, которые получили свободу немногим более полувека прежде того.
Не будет ошибкой напомнить и о том, что с позиции сегодняшнего дня масштабная коллективизация, проведенная в СССР конца 1920-х – начала 1930-х годов, видится некоторым исследователям как второе, слегка подновленное издание давнего российского крепостничества – по крайней мере, с точки зрения массовой психологии такая позиция проявляет известный эвристический потенциал.
Российское крепостное право не было, разумеется, разновидностью ни того рабства, которое было положено в фундамент великих империй античного мира, ни того рабства, что опустошило многие местности черной Африки в новое время. Вместе с тем, мысленное соотнесение его основных черт с механизмом классического рабства было отнюдь не чуждо современникам «великих реформ» Александра II. С позиции наших дней, оно видится полноправной составляющей того впечатляющего процесса, начало которому было положено разыгравшимся в Новом свете событиям двухсотлетней давности. Мы говорим о восстаниях, положивших начало первому государству бывших рабов – Гаити. Завершается же этот процесс практически на наших глазах, в виде составившего эпоху в истории человечества распаде колониальной системы и утверждения нового типа международных отношений.
Притом, что общий ход событий представляется в принципиальных чертах объяснимым и понятным, существует целый ряд проблем, отнюдь не утративших актуальность для современности, которые могут и должны быть предметом профессионального обсуждения и общественного внимания.
В какой мере отмена крепостного права в России была прагматическим шагом, а в какой – «реформой идеалистов»?
Если определяющее влияние на ход событий оказали факторы, принадлежащие первой из этих позиций, то насколько верно было выбрано время и средства для ее проведения в жизнь (и, соответственно, были ли правы ли с позиции современности «манчестерцы» того времени или «плантаторы»)?
Если же нам ближе вторая из обозначенных позиций, разумным было бы обсудить, какую роль в ее утверждении сыграла классическая русская литература и публицистика?
Какое место в интеллектуальных дискуссиях и социально-экономических процессах современного, стремительно глобализирующегося мира занимает российский опыт отмены крепостного права - и может ли Международный год, посвященный решением Генеральной Ассамблеи ООН борьбе против рабства и его отмене, а также материалы смежного по содержанию, инициированного ЮНЕСКО еще в 1993 году, проекта «Маршруты рабов», помочь российскому обществу в выборе верной стратегии дальнейшего развития посткоммунистического, но все еще находящегося в кризисном состоянии общества?
Решение этих проблем требует участия широкой общественности – от историков и обществоведов до писателей и публицистов. Семинар, посвященный их углубленному рассмотрению, представляется своевременным и целесообразным.
Материалы семинара планируется сделать предметом внимания широкой отечественной и международной аудитории, опубликовав их в виде иллюстрированной брошюры объемом 5-7 а.л. на русском и английском языках в 2005 году. Возможно также производство в количестве 500 экз. и распространение CD-ROM с информацией о Международном годе борьбы против рабства и его отмены, а также материалами семинара, расширенными и снабженными дополнительными иллюстрациями.


© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»